По выступлению вице-министра регионального развития С.Нокина и заместителя председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий А. Алпысбаева
Роста тарифов в несколько раз не было и быть не может
В 2012 году запрашиваемые доходы монополистов сокращены более чем на 55 млрд. тенге. Об этом сообщает Агентство по регулированию естественных монополий.
Сумма сложилась в результате проведенной работы при рассмотрении заявок на тарифы 42 базовых субъектов естественной монополии в 2012 году.
Анализ исполнения монополистами инвестиционных обязательств проводится ежегодно. В случае неисполнения или нецелевого использования средств принимается решение о возмещении убытков потребителям (за 2012 год введены временные компенсирующие тарифы 189 субъектам естественной монополии). Общая сумма возврата потребителям составила порядка 1,9 млрд. тенге, в 2011 году — 164 субъектов естественной монополии на 3,2 млрд. тенге.
АРЕМ отмечает, что все изменения регулируемых тарифов на коммунальные услуги в республике осуществляются с учетом запланированного коридора инфляции, одобренного Правительством. В 2012 году решения об изменении тарифов обеспечили, по данным статистики, совокупный вклад в инфляцию на уровне 1,2% при планируемом предельном годовом значении 1,9%. Таким образом, сдержано влияние регулируемых тарифов на инфляцию. На 2013 год Правительством одобрен вклад от регулируемых услуг на уровне 1,2%.
«Хотелось бы обратить внимание, что роста тарифов в несколько раз не было и быть не может, так как затраты, из которых складывается тариф, в основном растут аналогично уровню инфляции. Роста тарифов на одну и ту же услугу несколько раз в год или ежемесячно также быть не может, так как есть четкое ограничение между заявками монополистов — не менее 12 месяцев», говорится в сообщении.
Изменение тарифов — это вынужденная мера, необходимая для поддержания и обновления активов, обеспечения качества услуг и развития экономики. Зачастую промедление при принятии непопулярных решений по тарифам может создать угрозу для бесперебойного снабжения жизненно необходимыми услугами.
Но в целом тарифы изменились незначительно. В 14 регионах республики цена электроэнергии изменилась с 6 ти-ын/кВтч до 99 тиын/кВтч. Существенно изменилась цена в Костанайской области — на 1,29 тенге/кВтч (или 11,2%) и Кызылординской области на 1,29 тенге/кВтч (или 9,3%)», — говорится в сообщении.
Размер платы населения за тепловую энергию в регионах республики за период с 1 января 2012 года по 1 ап-реля 2013 года изменился в среднем с 8,93 до 21,38 тенге за 1 кв. м. Так, незначительный рост платы произошел в Мангистауской на 2,16 тенге за 1 кв. м (или 4,6%) и Актюбинской областях на 7,48 тенге за 1 кв. м (или 12%). Размер платы существенно изменился в Атырауской области на 35,73 тенге за 1 кв. м
(или 48%) и городе Алматы на 34,53 тенге за 1 кв. м (или 31,1%).
В текущем году незначительное повышение цен на газ для населения в Южно-Казахстанской, Жамбылской и Кызылординской областей связано с изменением тарифа на транспортировку по магистральным трубопроводам с ростом на 5%. Существенно цены на газ изменились в Западно-Казахстанской и Мангистауской областях.
Причиной изменения цен на электроэнергию является увеличение тарифов на станциях от 40 до 80 тиын/кВтч. Кроме того, в тариф на производство электроэнергии заложена инвестиционная составляющая. С 2009 года Правительство страны реализует долгосрочную политику «тариф в обмен на инвестиции» в отношении энергопроизводящих организаций. Для станций устанавливаются предельные тарифы на электрическую энергию. Министерством индустрии и новых технологий согласно закону об электроэнергетике ежегодно подписываются соглашения со станциями на предельный уровень тарифа и инвестиционные составляющие.
Повышение тарифов на услуги водоснабжения и канализации связано с увеличением стоимости электрической энергии, которая в себестоимости составляет более 30%, увеличением стоимости химических реагентов, материалов, расходов на проведение ремонтных работ, включением результатов переоценки основных средств и другие расходы. Кроме того, влияние на тариф оказывает реализация инвестиционных программ, направленных на реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения.
Основной причиной повышения тарифов на тепло является изменение стоимости покупного газа в сторону увеличения на 44%, тарифа на транспортировку по магистральным трубопроводам с ростом на 5%. А также стоимости других видов топлива: уголь — до 80% (СКО, цена угля не пересматривалась с 2010 года), газ — до 13% (ЗКО), мазут — до 25% (Алматы). При этом доля топлива в структуре тарифа на тепло составляет от 50 до 70%. Необходимо отметить, что ряд регионов республики (юг Казахстана и Костанайская область) используют в качестве топлива газ, импортируемый из Российской Федерации и Республики Узбекистан. Влияние на тарифы теплоснабжения оказывают также стоимость ГСМ, запчастей и ремонтных работ.
Представители антимонопольного комитета о росте тарифов
О необоснованном и кратном росте тарифов в Казахстане рассуждают «псевдоспециалисты».
В Казахстане нет кратного роста тарифов на коммунальные услуги, заявил заместитель председателя госагентства по регулированию естественных монополий республики (АРЕМ) Аманжол Алпысбаев.
«Когда те псевдоспециалисты, которые сейчас заполнили информационный фон, говорят не аргументированно, не называя цифр, что происходит кратный рост тарифов, могу сказать, что кратного роста нет по факту, его и не может быть, потому что это достаточно сложно сделать. Тогда надо и затраты увеличивать во много раз», — сказал он на брифинге в Службе центральных коммуникаций в понедельник в Астане.
Представитель АРЕМ выразил обеспокоенность учащением необоснованных комментариев в СМИ относительно роста тарифов на коммунальные услуги.
А. Алпысбаев привел пример, когда «якобы в одном и том же населенном пункте несколько раз за год был рост тарифа». «Этого тоже не может быть, потому что законодательством это закреплено. У субъектов естественных монополий временной промежуток между заявками должен составлять не менее 12 месяцев», — подчеркнул он.
Вместе с тем замглавы АРЕМ отметил, что в настоящее время 96% воды, поставляемой в сельские районы Казахстана, субсидируется государством.
«Если бы потребители платили по фактическим ценам, то тарифы были бы намного выше», — добавил А. Алпысбаев.
Он также обратил внимание на то, что за счет государственных средств осуществляются ремонтные работы капиталоемких и сложных объектов. «Есть масса программ, за счет которых меняются теплотрассы и водопроводные сети. Если бы вот эти миллиарды напрямую были бы включены в тарифную смету, тогда потребители платили бы больше», — пояснил он.
Как отмечается в распространенном пресс-релизе АРЕМ, на сегодня главной причиной изменения цен на электроэнергию является увеличение тарифов на производство электрической энергии, на услуги водоснабжения и канализации — удорожание химических агрегатов, материалов, расходов на проведение ремонтных работ, включение результатов переоценки основных средств и другое.
Вместе с тем на рост тарифов теплоснабжения влияет повышение цены на топливо, на услуги газоснабжения — изменение стоимости покупного газа и изменения тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям.
Но согласно действующему законодательству повышать тариф на коммунальные услуги несколько раз в год запрещено, поэтому соответствующие сообщения в СМИ следует считать недостоверными.
Заявок на участие в программе модернизации ЖКХ поступило на 27 млрд. тенге
На сегодняшний день размер заявок на участие в программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства оценивается в 27 млрд. тенге, сообщил вице-министр регионального развития Серик Нокин на брифинге Службы центральных коммуникаций в понедельник.
Он также проинформировал, что за два года реализации данной программы были отремонтированы 1217 многоквартирных жилых домов на общую сумму в 19,4 млрд. тенге. Наиболее активными участниками программы стали Восточно-Казахстанская, Актюбинская, Жамбылская области и город Астана, сообщил вице-министр.
Нокин особо обратил внимание на то, что недочеты в ходе модернизации жилого фонда были обнаружены лишь в 17 домах, которые находятся в Экибастузе, Семипалатинске и других районах. Министр напомнил, что доля ветхого жилья в Казахстане по-прежнему довольно высока и составляет 3% от общего жилого фонда.
В связи с участившимися случаями некачественного возведения домов по государственной программе Нокин отметил, что уже с прошлого года государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется центральными исполнительными органами власти. Кроме этого, с 2012 года по законодательству республики действует персональная ответственность за недобросовестное строительство.
По словам Серика Нокина, за первый год реализации данной программы было использовано 7,3 млрд тенге. «Поначалу жители домов не соглашались на реализацию данной программы. По 3-4 месяца с ними обговаривали условия кредитования. Во-первых, мы говорили, что жильцы смогут отремонтировать свой дом, починить крышу, подвал и жить в комфортных условиях. Во-вторых, говорили, что цены на эти квартиры поднимутся на 20-30%», — добавил он.
Что касается возврата средств за ремонт объектов кондоминиума, то, по его словам, есть категория граждан, которые не оплачивают данные услуги. Соответственно, их долги ложатся бременем на остальных жильцов. Но такие долги не списываются, их можно будет взыскать через суд.