В Мангистауском государственном историко-культурном заповеднике большое внимание уделяют не только вопросам сохранения и пропаганде архитектурного достояния, уникальных исторических объектов каменного зодчества и природных ландшафтов Мангистау. Одной из важных составляющих деятельности музея является работа с молодежью.
Проведение сотрудниками музея различных тематических встреч для студенческой молодежи с известными в регионе личностями и общественными деятелями, потомками знаменитых династий, краеведами и представителями старшего поколения, хорошо знающими историю края, с ветеранами войны, труда и фронтового тыла стало доброй традицией. В ходе подобных встреч будущие молодые специалисты узнают много интересного и познавательного, открывая для себя ранее неизвестные страницы истории Мангистау, Казахстана. Ну и, конечно, славную юбилейную дату родного Актау – его 55-летие – и 45-летия области работники заповедника не могли оставить без внимания.
В среду на встречу с учащейся молодежью Мангистауского политехнического колледжа были приглашены почетный гражданин города Актау Марат Шушаков и автор этих строк, ваш покорный слуга, то бишь я.
Несколько слов о почетном госте встречи – Марате Туркпенбаевиче, снискавшем славу человека-легенды, личности хорошо известной в городе. Энтузиаст, человек с активной жизненной позицией. Слово «самоотверженный» как нельзя лучше характеризует его гражданские принципы, жизненные устои. Свыше тридцати лет назад Марат Туркпенбаевич основал музей трудовой славы ПГМК (Прикаспийский горно-металлургический комбинат), где запечатлена вся история края, развития промышленности Мангистау, становления города Актау. Здесь можно увидеть раритетные экспонаты – от археологических находок до огромных макетов урановых рудников Прикаспийского горно-металлургического комбината. Нужно воздать должное этому неутомимому человеку: уникальные экспонаты музея он собирал по крупицам, воссоздавая историю основания города на берегу Каспия, историю знаменитого в свое время Прикаспийского горно-металлургического комбината – градообразующего предприятия. Марата Туркпенбаевича без преувеличения можно назвать живой энциклопедией. Он помнит буквально каждое историческое событие, происходившее в разные годы в городе, вначале именовавшемся Гурьев-20, затем – поселок Актауский, после – Актау, затем в честь великого украинского Кобзаря названный Шевченко, а в 1991-м году вновь переименованный в Актау.
Слушая Марата Туркпенбаевича и восхищаясь тем, как ему удается перекинуть незримый мостик из настоящего в прошлое, совершая своего рода экскурс-путешествие во времени назад – в период освоения и зарождения в пустыне города, – я удивлялась его по-юношески неиссякаемому задору, энтузиазму и увлеченности, его умению рассказывать о родном городе, умению буквально заражать всех, кто слушал его. А как он комментировал каждый слайд видеоролика о прошлом города, подготовленного сотрудниками музея! С каким воодушевлением поддерживал рассказ модератора мероприятия Айман Ярихановой! Признаюсь, даже я, не раз писавшая очерки о первопроходцах и строителях города, героях трудах, знающая из рассказов аксакалов многое из истории города, области, черпала из рассказа Марата Туркпенбаевича такие сведения, которые ранее были мне неизвестны. Многое из того, что он рассказывал, знает далеко не каждый старожил Актау.
– Если кто из вас считает, что жизнь городу на берегу Каспия дала нефть, то глубоко ошибаетесь, – обратился ветеран горнодобывающей отрасли к молодежи. – Урановые руды, найденные на полуострове Мангышлак, и послужили причиной строительства будущего областного центра региона. Они были богаты полиметаллическими редкоземельными элементами – осмием, один только грамм которого оценивается в 250 000 долларов (!), и скандием, грамм которого стоит 30 американских долларов. (Г.К.: и все это богатство – в Кошкар-ате…). Изначально строительство города предполагалось начать в другом месте. Третий микрорайон закладывался как вахтовый поселок с каменно-щитосборными домами не выше двух этажей. Но с открытием нефтегазовых залежей в 1961 году в Жетыбае, а следом и в Узени планы руководства Союза изменились. И заказчиком, и строителем города было одно и то же ведомство (ПГМК) – уникальный случай в истории Союза, потому и был выдержан единый слаженный архитектурный ансамбль.
Эпитеты «первый», «единственный» к нашему городу применялись не единожды. Именно здесь построен первый в мире атомный реактор на быстрых нейтронах. Шевченко (Актау) – первый и долгое время был единственным в мире городом, живущим полностью на опресненной морской воде. Именно у нас стоит первый в мире маяк, установленный на крыше высотного дома.
В заслугу ленинградских архитекторов, проектировавших город, ставят и строительство уникального (также первого в мире) купола диаметром 36 метров, установленного на ШУМе. Уникален он тем, что установлен на консолях – специальных выступах – и построен методом непрерывной заливки бетона, который равномерно, под напором, наносили по всей площади купола пять специальных насосов. Остановись в процессе заливки хоть один из насосов, купол рухнул бы. К счастью, этого не произошло. И что более интересно – под куполом в любую жару сохранялась прохлада.
Сегодня это уникальное сооружение в погоне за торговыми площадями перекрыли другими строениями, и о его былом величии никто уже и не вспомнит, – сокрушается Почетный гражданин города. Марат Туркпенбаевич до сих пор помнит, как ответственно отнеслись строители к возведению купола, который долгие годы являлся гордостью горожан, величайшим творением рук человеческих.
Как рассказывал ветеран труда, архитекторы, проектировавшие Актау, учли особенности климатических условий края, отдавая в строительстве домов предпочтение не балконам (для сведения: балконы выходят за пределы домов), а лоджиям и галереям, утопленным в дома, которые смягчали температуру на 10-15 градусов. Мало кто сегодня может объяснить эти особенности при строительстве Актау, что ленинградскими архитекторами, проектировавшими город, предусматривались условия для более комфортного проживания людей. Как помнится, в прежние годы не было сплит-систем, кондиционеров, охлаждающих жилище.
Памяти Марата Туркпенбаевича позавидует любой молодой человек. Он помнит и первый построенный в городе каменный дом – 88-ой в третьем микрорайоне, и первый подъездный дом –13-й в шестом микрорайоне. И первый дом –12-й – также в шестом, куда впервые пришло голубое топливо – долгожданный газ. Помнит и саму дату этого радостного для горожан события – 28 августа 1970 года.
Ему посчастливилось работать с легендарной личностью – первым руководителем города, Героем Социалистического труда Рубеном Григоряном, совмещавшим при должности директора ПГМК функции руководителя города, командира войсковой части (стройбата), в которой служили 12000 солдат, строивших город. Кроме того в его распоряжении находились 10000 заключенных, задействованных в строительстве будущего областного центра.
– Но при всей своей масштабности Рубен Арамаисович оставался простым в общении и очень душевным человеком, честным, с незапятнанной репутацией, – тепло вспоминает первого градоначальника Марат Туркпенбаевич.
Многие сведения, о которых сообщал ветеран производства собравшимся на встрече студентам колледжа, знает сегодня даже не каждый старожил города. К примеру, почему самая первая гостиница в городе – в 3-ем микрорайоне – названа «Зеленой»?
– Опреснительные установки на МАЭКе или как их еще в народе называют «самовары», опресняющие морскую воду для подачи в город, в свое время делали шестьдесят пять (!) научно-исследовательских институтов Союза. И следовательно, сюда в командировку приезжало много людей, для которых Григорян приказал выделить под гостиницу целый дом в третьем микрорайоне. И очень часто специалисты, прибывавшие в наш город из Москвы и других городов, опаздывали на совещания из-за того, что плохо ориентировались в городе без улиц, с разбросанной нумерацией домов. И когда Григоряну доложили причину опозданий специалистов, он в сердцах высказал: «Да покрасьте этот дом в какой-нибудь цвет!». А «какой-нибудь» цвет в бытность Советского Союза был зеленый. Как помнят старожилы, все подъезды в те времена, скамейки и лавки на улицах красили исключительно в цвет зелени. Вот и гостиницу покрасили той же зеленой краской. С того времени и вошло в обиход это название – «Зеленая гостиница». Нынешнее свое название она получила лишь в начале 1990-х годов, после приватизации, когда перешла в частную собственность.
Гостиница помнит многих высокопоставленных гостей, останавливавшихся в ней – знаменитого министра Средмаша СССР Ефима Славского, председателя Президиума Верховного совета СССР Николая Подгорного, артистов СССР и КазССР Евгения Петросяна, Розу Багланову, Бибигуль Тулегенову, Ермека Серкебаева и многих других известных личностей той эпохи.
Здесь же, в третьем микрорайоне, находилась и генеральская гостиница, где останавливались генералы. Жили они в сугубо спартанских условиях, без излишеств и роскоши, в каких привыкли жить нынешние представители высшего офицерского состава. В этой гостинице в свое время останавливался и маршал, дважды Герой Советского Союза, герой обороны Сталинграда Василий Иванович Чуйков. К сожалению, гостиницу сохранить не удалось: она полностью сгорела в результате пожара.
Знает ли нынешняя молодежь, кто и когда переложил на ноты устную инструментальную фольклорную музыку казахского народа – кюи? Сомневаюсь, что кто-либо из них, как, впрочем, и их родители, сможет ответить на этот вопрос. Кстати, и читатель может проверить себя. Это был композитор Александр Затаевич, поляк по национальности, ставший впоследствии народным артистом Казахской ССР, музыкант-этнограф, собравший и систематизировавший более 2300 музыкальных произведений казахского фольклора. Благодаря ему мы сегодня имеем фольклорную музыку в едином звучании, переложенную на ноты. Я специально отвлеклась от темы и делаю это небольшое отступление-ремарку неслучайно. Этот вопрос был задан Маратом Туркпенбаевичем молодежи после исполнения студентами Мангистауского колледжа искусства своих кюев-посвящений Мангистау. Разносторонность знаний, как и дело всей его жизни – популяризация и пропаганда достояния края, его богатств, его истории, культуры вызывают искреннее уважение и восхищение. Пока живы такие патриоты – жива и летопись края.
К сожалению, для молодежи события пятидесятипятилетней давности – что-то из области сказки, фантастики. Мало кто (в семье, в школе, в вузах) рассказывает детям, учащимся, студентам об истории строительства родного города, о развитии промышленности региона, о мужестве, стойкости и терпении людей старшего поколения, благодаря которым они сегодня живут в комфорте, пользуются всеми благами цивилизации, принимая все имеющееся сегодня как должное. А ведь благодаря им, первопроходцам края, возведшим в невероятных условиях сурового полуострова город-оазис, Шевченко (Актау) восхитил архитекторов с мировым именем и в 1975 году получил золотую медаль имени Лесли Патрика Аберкромби. (Как знают представители старшего поколения, Аберкромби – выдающийся английский профессор проектирования и градостроительства – остался в истории Англии как архитектор, по проекту которого был спроектирован и отстроен пострадавший от фашистских бомбежек крупный промышленный район Лондона. Сегодня он называется «Большой Лондон» – Big London. После смерти градостроителя была учреждена премия в честь Аберкромби). Шевченко стал первым и единственным городом в Советском Союзе, который получил эту высокую международную награду – премию за гуманизацию окружающей среды. Это стало окончательной победой человека над пустыней!
К сожалению, в рамки одной статьи невозможно уложить весь объем знаний этого удивительного человека об истории города, его становлении и развитии, культуре и истории региона, которыми он щедро делится с молодежью. Марат Туркпенбаевич уверен, что знание духовных истоков страны, в которой ты родился и вырос, которую ты считаешь своей Родиной, делает каждого из нас увереннее и сильнее. И это особенно важно для молодого поколения – будущего нашей страны. А будущее строится на знании прошлого – нашей с вами истории.