Даригулов Аманжол Туебаевич родился 29 января 1966 года в поселке Белек Балканской области Туркменской ССР.
После окончания в 1981 году средней школы поступил в Чимкентский педагогический техникум на отделение физической культуры.
С 1985 года по 1987 год в составе ограниченного контингента советских
войск исполнял свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Служил в провинции Кандагар в составе 3-го батальона 9-й роты пулеметчиком бронированной транспортно-боевой машины.
За личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями является дважды кавалером ордена Красной Звезды.
В 1991 году переехал в город Жанаозен.
С 2000 по 2009 годы служил в таможенных органах.
В настоящее время — учитель физической культуры в СШ № 6 г. Жанаозена.
Ровно 31 год назад, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. В этот день командующий ограниченным контингентом советских войск генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов, спрыгнув с бронетранспортера, пересек мост, символизируя этим, что он последним перешел пограничную реку Амударья. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание афганской войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских солдат и офицеров.
До сих пор нет единого мнения, стоило ли Советскому Союзу ввязываться в эту войну. Ведь и после вывода советских войск окончательный мир на этой земле так и не наступил. А жители Афганистана и сегодня добрым словом вспоминают «шурави» (так афганцы называли советских военных), которые, оказывается, не только умели воевать, но и строили дома, школы, больницы… Воспоминаниями и мыслями о войне поделился в интервью нашему изданию человек, прошедший через горнило афганской войны, служивший в провинции Кандагар в составе 3-го батальона 9-й роты, воин-интернационалист Аманжол ДАРИГУЛОВ.
— Аманжол Туебаевич, что вы вспоминаете в этот день?
— Пришло 15 февраля, и в очередной раз все популисты дружно вспомнили про афганцев, опять много обещаний и рассуждений на тему этой войны. Нужная, ненужная, наша, чужая? Интересно, а американцы, воюя в Корее, Вьетнаме, Камбодже, Ираке, Афганистане, так рассуждают? Нет, они говорят всему миру, что воюют с плохими парнями и несут свободу и демократию. Американский солдат, вернувшись домой, уверен, что защищал свободу и демократию, воевал за иракскую нефть для США. Он получает за это психологическую, материальную и другие виды поддержки. Так воспитывается патриотизм, уважение к своей стране. Там руководители мыслят государственными масштабами, а у нас борются за власть, ищут личных выгод, обогащения. Великие цели им неведомы! По-другому они не могут, так как это их уровень мышления! Политика — это бизнес, так сказал мне один из больших чиновников.
Через афганскую войну прошло более полумиллиона советских солдат и офицеров. И мы не вправе забывать: военные шли на нее, следуя присяге. И тысячи военнослужащих отдали жизни, выполняя свой солдатский, армейский, интернациональный долг.
— Как вы думаете, правильное ли решение приняло руководство СССР в декабре 1979 года, введя ограниченный контингент советских войск в Демократическую Республику Афганистан?
— Война в Афганистане отразила все противоречия, всю сложность той эпохи. И она сама была подлинно «горячей» частью длительной «холодной войны». Да, руководство Советского Союза далеко не сразу приняло решение о вводе войск в Афганистан. Одновременно из самого Афганистана постоянно шли просьбы оказать военную помощь. И в результате в декабре 1979 года такое решение было принято. Конечно, не последнюю роль сыграло стремление советского руководства обезопасить наши южные рубежи. Ведь Афганистан был крайне нестабильным, непредсказуемым соседом. Однако как бы не проходил процесс принятия решения, итог очевиден: Советский Союз оказался втянут в бесперспективную войну, которая растянулась на девять лет.
Афганская война подтвердила, что никто не имеет права вмешиваться в жизнь другой страны и что ни коммунизм, ни демократию, ни рынок нельзя насаждать силовыми решениями, невозможно ввести это на броне танков и нельзя оправдать никакими идеологическими соображениями. Это серьезный урок не только сверхдержавам, но и всему мировому сообществу.
Необходимо также признать, что война в Афганистане способствовала и укреплению международного терроризма, ведь по сей день мировое сообщество вынуждено обсуждать, согласовывать свои позиции и содействовать восстановлению порядка в этом многострадальном государстве.
Афганская война стала суровым испытанием для советских солдат: ведь именно им, вчерашним мальчишкам, полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей. Они воевали в чужой стране, а собственный народ практически ничего не знал ни о причинах этой войны, ни о ее целях, ни даже об отваге и подвигах наших солдат и офицеров. Более того, многих, кто вернулся с той войны, подчас встречали на родине с непониманием, равнодушием и даже с осуждением, говоря им: не мы вас на эту войну отправляли… И, конечно, ребята, вернувшиеся из Афгана, спрашивали себя и других: за что такое отношение? Ведь мы исполняли свой долг согласно присяге…
— Каким советский солдат видел
врага?
— Душманы для нас поначалу казались чем-то образным, ненависти к конкретным людям не было. Ненависть пришла потом, когда увидели, что они вытворяют с нашими солдатами: отрезают головы, вспарывают животы, звезды рисуют ножами… Но это приходит со временем. А вначале ты — девятнадцатилетний парень, для которого до первого настоящего боя война кажется игрой в войнушку.
— Как складывались отношения с местным населением? Действительно ли моджахеды пользовались всесторонней поддержкой населения?
— А каково было отношение у советских людей к фашистам во время Великой Отечественной войны? Мы для местных жителей в Афганистане были те же захватчики, которые хотят уничтожить их страну. Мое личное мнение: нас просто ненавидели. Нас всех строго предупреждали: когда заходишь в кишлак, ничего из рук местного населения не брать. Кружку воды не попросишь. Мой сослуживец получил пулю от маленького ребенка.
— Почему в 1989 году Советский Союз вывел из Афганистана свои войска?
— Потому что понял бессмысленность всего этого: за что, как и почему гибнут люди. Они искали повод, как достойно оттуда выйти, вот и вышли.
— На ваш взгляд, эта миссия оказалась провальной?
— Не хочу и не могу судить, насколько провальная она была для нашего государства. Скажу, что это значило для таких, как я. Может, со мной согласятся не все, но для меня это было не зря. Это была очень хорошая школа жизни. Сколько ребят там становилось мужчинами! До войны я летал в облаках, а вернулся зрелым мужчиной, знающим цену настоящей дружбе, боевому братству, почувствовавшим совсем рядом дыхание смерти и потому осознающим скоротечность и бесценность жизни. Сейчас в армию уходят мальчиками и возвращаются мальчиками…
— Вы встречаетесь с молодежью, со школьниками. Что они знают о тех событиях? О чем спрашивают вас?
— Они далеки от тех событий. Для них это дела минувших дней, их совершенно не касающиеся. Молодежь интересуют другие вопросы. Некоторые парни спрашивают, сколько уничтожили врагов и страшно ли убивать. Девчонки вообще не слушают. У молодежи сейчас другие интересы, другие ценности. Такие понятия, как патриотизм, совесть, к сожалению, начинают сегодня терять свое значение.
— Что бы вы хотели сказать сегодняшним школьникам?
— Знаете, есть материальные ценности, а есть основополагающие, общечеловеческие, общенациональные. Главные ценности — это долг, справедливость, любовь к своей земле. Очень важно, чтобы подрастающее поколение осознавало, что есть долг перед Родиной, и было готово к исполнению этого долга. Хотел бы пожелать, чтобы больше читали книги, хорошие книги. Конечно, они должны быть разными, но самое главное — они должны быть серьезными. Очень надеюсь, что молодежь будет ставить перед собой достойные, правильные цели и духовные ориентиры. Нужно быть верным своей земле, своей стране, своему народу.
— Возможно, для воинов-афганцев что-то может сделать не только государство, но и общество?
— Я бы хотел, чтобы общество посмотрело на нас по-другому. Ведь воины-интернационалисты, или как нас все называют «афганцы» — люди с непростой судьбой. Если понять по-человечески, принять все их тревоги, то мы увидим, что «афганцы» — преданные, обладающие огромной социальной смелостью, готовые участвовать в прорывных проектах, обладающие мощнейшим зарядом внутренней энергии, полноправные члены общества. Эту энергию нужно только направить в правильное русло. У этих людей есть огромная жажда жизни, и вдобавок к этому — время над ними не властно, это далеко не старые мужчины. Они умеют переносить лишения и способны преодолевать любые препятствия. Независимо от степени справедливости той войны, в ней было место геройству выживших и павших, которое заслуживает нашего уважения.
Беседовал Максат ЖАНТОРЕ