Несколькими номерами ранее в нашей газете мы писали о династии нефтяников, внесших значительную роль в становление и развитие нефтегазовой отрасли Казахстана. А сегодня расскажем о династии моряков. Знакомьтесь – офицер Военно-морских сил РК, капитан в запасе, наставник и советник генерального директора по развитию национализации кадров флота судоходной компании «Каспиан Оффшор Констракшн» Александр Васильевич БУРАКОВ.
Данное знакомство состоялось в рамках реализации программы «Рухани жангыру» и проекта «100 новых лиц Казахстана» и подготовлено интервью при совместной работе корреспондента «ОМ», директора Морской академии при Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга им. Есенова Булата Сарсенбаева и старшего преподавателя вуза Мереке Аралбаевой.
Стоит отметить, что встречи с интересными людьми, связавшими свою жизнь с морем, уже становятся доброй традицией для Морской академии и нашей газеты. На этот раз мы беседуем о морской жизни с Александром Васильевичем Бураковым.
– Александр Васильевич, расскажите, как вы вообще попали на флот?
– Скажу так, у нас династия моряков. Мой дед, честно говоря, которого я не помню, а знаю только по рассказам, был совсем маленьким, когда его не стало, служил в Военно-морском флоте Российской империи. Отец – капитан первого ранга запаса, ветеран Великой Отечественной войны. В Казахстане есть книга – серия биографических сборников «Почитаемые люди земли казахской», в ней на 200-й странице биография моего отца – Буракова Василия Степановича, который добровольцем во время Великой Отечественной войны после школы морских специалистов попал на Дальний Восток. Воевал с японцами в морской авиации, был стрелком-радистом. Он и сейчас (в добром здравии) часто посещает те места на Дальнем Востоке, где базировалась их морская авиация. Там армия понесла большие потери, был подбит самолет отца. В тех местах похоронены его коллеги, сослуживцы. На Дальнем Востоке и я поступил в военно-морское училище. В 1974 году выпустился в звании лейтенанта и отец, помню, пожал мне тогда руку, сказав: «Значит я оставляю тебе Дальний Восток на охрану, сам перебираюсь в Алма-Ату». И с тех пор я служил в основном на Дальнем Востоке до демобилизации, хотя прошел все флота и моря Северного полушария.
Сын у меня также моряк. Он старший механик в компании «Каспиан Оффшор Констракшн» на одном из судов. Был военным моряком, два года прослужил на Тихоокеанском флоте, старшина I статьи запаса.
Последняя гордость нашей семьи – внук, который в 12 лет стал нахимовцем 2-го курса, обучаясь во Владивостокском президентском кадетском училище. Вот такая у нас морская династия (смеется).
– Александр Васильевич, хочется понять, на выбор вашей профессии повлиял отец, а на него – дед? Может и вы тоже влияли на сына, а тот соответственно на своего?
– Если говорить о моем выборе, то я вырос на кораблях Тихоокеанского и Черноморского флотов. С малых лет меня отец, где можно было, брал с собой. У сына и внука уже, наверное, в крови море, ну, по крайней мере, на их выбор я точно не влиял, это было их самостоятельное решение. Внук первый год в училище считался кадетом, а на втором курсе официально принял первую присягу, и получил статус нахимовца, чему он был очень рад.
– Когда вы демобилизовались с военной службы? И вообще расскажите вкратце свою трудовую биографию после ВМФ.
– Тут, прямо скажем, повлиял развал Союза. Когда я ушел в запас из военно-морского флота, было принято решение перебраться поближе к родителям в Алма-Ату. Был очень тяжелый период для страны, работу найти тяжело, моряки стали не нужны. Я – капитан 2-го ранга (звание капитана 1-го ранга запаса мне присвоил министр обороны Казахстана чуть позже, когда служил в МЧС). Я имел допуск к работе 4-х классов кораблей, начиная с ракетно-торпедных, заканчивая большим противолодочным кораблем. Но, к сожалению, оказался не у дел.
Уже хотел идти спасателем на спасательную станцию в Алма-Ате, но в кадрах, посмотрев мои документы, пригласили побеседовать с Федоровым Владимиром Николаевичем, тогда главным водолазом-специалистом Казахстана, который воспитывал водолазов-спасателей. Федоров – профессиональный водолаз, глубоководник, тихоокеанец, проработавший на тот момент 15 лет в водолазной службе Дальнего Востока на больших аварийно-спасательных судах, не раздумывая взял меня в свою команду. Так я и остался работать под его началом. Через два года стал заместителем начальника по оперативно-спасательной работе водно-спасательной службы республики.
А в 2003 году, в октябре меня пригласили участвовать в создании первой национальной частной судоходной компании. Эта эта идея мне очень понравилась, и я согласился. Так и перешел из госслужбы в коммерческую структуру.
Работали мы тогда в двух кабинетах в Алматы. Я привел с собой первых 20 лучших водолазов-спасателей, и мы начали учиться создавать. К слову сказать, из приведенных мною в компанию 20 человек, 17 до сих пор работают. Кадры начинали набирать со мной, и все эти 15 лет я эти кадры вел. На сегодняшний день я официальный специалист-советник по развитию и национализации кадров флота.
– У молодых людей, выбирающих морскую специальность, возникает вопрос, будет ли у моряков дальнейшее будущее в плане именно работы, и вообще, каковы перспективы развития казахстанского флота?
– На сегодняшний день наша компания, в составе которой на первых порах было всего две баржи имеет уже солидный флот – 45 судов, половина из которых – это наша собственность. У нас идет ежегодная программа национализации флота, один процент от оборотных годовых средств отводится на обучение. Имеются филиалы в Туркмении, России, сейчас идут переговоры с Баку, функционирует база в Баутино. Но все же, если до 2012 года желающих стать хотя бы моряками стояли в очереди, то сегодня их количество намного поубавилось.
Не для того мы создавали эту компанию, чтобы умирать. Мы будем искать, бороться, выходить на другие рынки, будем стараться жить. Никто не утверждает, что морская индустрия умрет, наоборот Президент нашей страны постоянно говорит о том, что мы должны стать морской державой, пусть не такой мощной, как европейские, российские, но морской державой, раз уж у нас есть море. И эта политика будет сохраняться.
– Спасибо за содержательную беседу.