В прошлом номере «ОМ» было опубликовано заявление Главы государства в связи с завершением гуманитарной операции по эвакуации граждан Казахстана из Сирии. На брифинге в Министерстве иностранных дел РК рассказали подробности операции «Жусан», которая разрабатывалась и проводилась в течение нескольких месяцев по личному поручению Главы государства. Об этом заявил начальник департамента КНБ генерал-майор Нацбезопасности Бахытбек Рахымбердиев.
Как сообщила Акорда, в размещенном видеоролике, подготовка к операции длилась несколько месяцев. В Сирии была определена засекреченная безопасная зона, куда тайно, чтобы об этом не узнали террористы, собирали всех казахстанцев. В назначенный день за ними прилетели спасатели. Операция получила название «Жусан», что в переводе с казахского языка означает «горькая полынь».
Гуманитарная операция оказалась возможной благодаря высокому авторитету Главы государства на основе активной работы, которую проводит страна в борьбе с международным терроризмом.
Вылет военных и спасателей состоялся 5 января из аэропорта Актау. В самолетах везли гуманитарную помощь, предметы первой необходимости, упаковки индивидуального пакета питания. На место эвакуации казахстанские силы прибыли 5 января в 15.45. На кадрах видно, что для детей создали условия для спокойного перелета, их накормили, подарили книжки и игрушки. Некоторых мужчин вели к самолету с закрытыми глазами.
Совместными силами казахстанских спецслужб, при поддержке международных миротворческих организаций 5-6 января удалось вернуть в Казахстан 47 граждан страны. Взрослые – жители Астаны и Алматы, Алматинской¸ Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областей.
Борт с казахстанцами прибыл в Актау 6 января около двух часов ночи. В ходе спецоперации в Казахстан были возвращены шесть мужчин, 11 женщин и 30 детей. Мужчины, женщины и дети были заложниками террористов и через родных просили о помощи.
– Эта операция разрабатывалась и проводилась в течение нескольких месяцев. Было много сложностей и моментов, но все последствия и нюансы тщательно исследовались и анализировались, – рассказал начальник департамента КНБ Бахытбек Рахымбердиев.
По его словам, из 47 вернувшихся казахстанцев из Сирии, семерых подозревают в участии террористической деятельности.
– Что касается возвращенных в результате операции «Жусан», то в отношении шести мужчин и одной женщины сейчас ведутся досудебные расследования по подозрению в участии террористической деятельности. Эти обстоятельства будут тщательно проверены, решение будет принято и окончательную точку поставит суд, – сказал Бахытбек Рахымбердиев.
По его словам, не все вернувшиеся из Сирии казахстанцы понесли уголовное наказание.
– Общественность очень волнует такой вопрос – нет ли какой-либо угрозы со стороны возвращенных лиц? Надо отметить, что конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане длится несколько лет и с этого периода ряд граждан, но не в таких масштабах и понемногу были возвращены, постепенно в течение нескольких лет. Только порядка 40 процентов из них привлечены к уголовной ответственности и некоторые вышли на свободу. Остальные подвергались мерам профилактики и реабилитации. На данный момент угрозы со стороны этих лиц не видим, – добавил он.
По данным КНБ Казахстана, на сирийско-иранской территории находится 390 детей до 16 лет. Они попали сюда со своими родителями, и почти все сейчас находятся в зоне военного конфликта.
Бахытбек Рахымбердиев также пояснил, что казахстанцы, оставшиеся в зонах конфликта, возможно, будут лишены гражданства Казахстана за участие в терроризме.
– Что касается решения гражданства – эта норма была законодательно введена по инициативе Президента. На данный момент мера в отношении ряда лиц пребывающих в зонах конфликта проводится, возможно, будет реализована. Те кого возвратили, то здесь другая ситуация и другая категория. Эти лица добровольно изъявили желание вернуться. Кто будет признан виновным – понесут наказание в Казахстане. Вопрос лишения гражданства не предусматривается, – уточнил он.
Официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров на брифинге сообщил, что казахстанцы добровольно сдались так называемым Сирийским демократическим силам на территории Сирии, а затем с участием казахстанских спецслужб и военных транзитом через третьи страны были вывезены в Казахстан.
– Процесс возвращения казахстанских женщин и детей на родину не завершен, а потому в целях безопасности подробности обнаружения и вывода этой группы не раскрываются, так же как и данные об иностранных участниках этого процесса, – добавил Смадияров.
По данным ведомства, женщины и дети размещены в специальном адаптационном центре в Мангистауской области, они проходят медицинское обследование. Карантин продлится около месяца, на этот период все они добровольно согласились ограничить свои передвижения и контакты, в том числе с родственниками. Дополнительно с ними будут работать психологи, теологи и педагоги, а также будет оказана помощь в восстановлении утерянных документов.
При отсутствии препятствующих обстоятельств по завершению карантина женщины и дети отправятся к местам своего прежнего места жительства.
Почему они уезжают?
Что так влекло некогда мирных граждан в Сирию и другие зоны боевых действий? По словам начальника департамента КНБ Бахытбека Рахымбердиева, им обещали жизнь по «истинным мусульманским правилам».
Все чаще казахстанцев вербуют через социальные сети. То есть вербовщику не обязательно находиться в Казахстане. В социальных сетях начинается размещение таких пропагандистских материалов.
– Чтобы выехать за границу, никаких посредников в Казахстане не нужно, можно просто взять билет и свободно выехать в любую страну. В Сирию, конечно, просто так не доберешься, но можно через Египет, Турцию и другие страны. Суммы на выезд не такие уж и большие, а когда они приезжают, террористы берут их на полное обеспечение. Но здесь идет больше речь не об оплате. Им обещают райскую жизнь, коттеджи, но более превалирует идеология, – указал представитель КНБ Рахымбердиев.
По его словам, легче всего на уловки экстремистов и их рассказы о красивой жизни в «истинно мусульманском государстве» попадаются молодые люди, только пришедшие в ислам. Именно молодые казахстанцы против воли родителей или без их ведома уезжали в «горячие точки», даже не зная, что их там ждет война, убийства и разрушения.
– Им расписывалась красивая жизнь, которая якобы там существует. Говорили, что там жизнь по справедливости, соблюдаются все религиозные каноны. Они выезжали туда и убеждались, что на самом деле ситуация совсем не такая, что никакой справедливости там и в помине нет. Там мусульмане воюют с мусульманами. А выйти оттуда уже невозможно. За это карают вплоть до смертной казни, – говорит Рахымбердиев.
Он также отметил, что по всем фактам выездов проводится расследование.
Тем не менее, по его словам, борьба с иностранными вербовщиками ведется на всех уровнях.
– В течение прошлого года мы совместно с другими госорганами, в первую очередь пограничной службой, органами внутренних дел, при попытке въезда в страну либо уже на территории выявили и депортировали 58 иностранных граждан, которые имели какую-то причастность к радикальным течениям. Это представители разных стран, терроризм национальности не имеет, – заверил он.
История жителя Сатпаева
Молодой парень из Сатпаева, студент третьего курса колледжа, столкнулся с работой вербовщиков в 2012 году. Зная, что родители ни за что не отпустят его в Сирию, он под видом поездки в Алматы покинул Казахстан и уехал в Египет. Уже там, связавшись с родными, он рассказал им о своем замысле, но когда понял свою ошибку, вернуться обратно не смог.
В Сирии в 2013 году он женился на уроженке Актобе, так же как и он уехавшей в поисках веры. Вместе у них родилось трое детей. Несмотря на сложные условия жизни, казахстанцу время от времени удавалось связаться с родными.
– Когда мы разговаривали с ними по видеосвязи, за ним постоянно стояли вооруженные люди. Они не давали нам толком разговаривать, всего минуту, просто увидеть, что жив и здоров. Позже он уже сам смог выходить на связь, – вспоминает мама молодого человека Ботагоз Махатова.
Однако спокойствие матери продлилось недолго. В 2016 году невестка прислала видеозапись похорон мужчины. Как он погиб, так и осталось неизвестным.
По информации КНБ, нескольких граждан Казахстана в Сирии казнили за попытки бегства. Стал ли сын Ботагоз Махатовой такой же жертвой самосуда террористов, неизвестно.
Теперь актюбинка и трое ее детей ждут возможности вернуться в Казахстан. Пока для них это невозможно, но казахстанские спецслужбы не оставляют попыток вернуть своих граждан.
Готовы понести наказание на родине
Многие из привезенных в Казахстан 30 детей свою родину видят впервые. За годы жизни в Сирии казахстанцы создавали там семьи и рожали детей. Почти все отцы этих детей уже погибли.
– Некоторые из возвращенных детей рождены в Сирии. Вопрос их документирования будет решаться министерством иностранных дел и акиматами. Эта процедура утверждена нашим законодательством, и никаких вопросов и проблем с этим нет. Почти у всех детей погибли отцы, они вернулись с матерями. Есть один ребенок, у которого мать пока остается там, он здесь один, – пояснил начальник департамента КНБ Бахытбек Рахымбердиев.
На родину все наши граждане прибыли добровольно. Как было выше сказано, сейчас в отношении шести мужчин и одной женщины ведется досудебное расследование по подозрению в участии в террористической деятельности. Как заявили в министерстве иностранных дел, казахстанцы не знали о том, что им грозит на родине, но, готовы понести наказание.
Почти 500 детей все еще находятся там
Сейчас в Афганистане, Ираке и Сирии в зонах боевых действий, по данным КНБ, остаются еще около 380 казахстанцев, а с ними порядка 400-500 детей. Еще часть детей потерялась после смерти обоих родителей.
Осенью прошлого года в распоряжение МИД попала неподтвержденная информация о детях-казахстанцах в Сирии, родители которых погибли на афгано-пакистанской границе в 2012 году. Власти страны продолжают их поиски.
Заместитель министра иностранных дел РК Ержан Ашикбаев отметил, что проведенная операция и в целом работа госорганов Казахстана полностью соответствует положениям резолюции 2396, которая была принята 21 декабря 2017 года.