Морской торговый порт Актау отмечает 55-ый день рождения
В нашу гавань заходили корабли…
Порт Актау был построен в 1963 году для транспортировки продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений полуострова Мангышлак. Позже он сыграл значительную роль в строительстве атомной электростанции БН-350, заводов химической отрасли и непосредственно самого города Актау.
Почти полвека отдал Евгений Николаевич Ламзин морскому порту Актау. Пришел он сюда в далеком 1966 году совсем молодым, но уже имея за плечами опыт работы в Каспийском морском пароходстве вторым помощником капитана на танкере. Сначала занимал должность инспектора портового надзора, а с 1984-го стал капитаном морской гавани. Евгений Николаевич вспоминает, как шло становление порта, ведь в те годы не было еще тех причалов, которые есть сейчас.
«При мне их начинали строить, а я принимал в этом непосредственное участие, так как отвечал за безопасность мореплавания. Помню, как было сделано ложе для парома, а потом трое суток была примерка - нужно было, чтобы он правильно зашел», - рассказывает Евгений Ламзин.
Нелегкими выдались 60-ые годы для порта. В советское время его называли «кузницей простоя». А все потому, что на разгрузку в очереди одновременно стояли по 10-12 судов.
«По морю сюда везли все, что было необходимо для строительства города. Это позже была построена железная дорога, и тогда часть грузов стали доставлять по ней. Но основные грузы шли морем. Причалов было мало, а судов много, поэтому они очень долго простаивали в ожидании разгрузки», - вспоминает Е. Ламзин.
Еще один ветеран, много лет проработавший диспетчером морского порта- Юрий Мешков вспоминает, с чего началась реконструкция морского порта. Однажды утром (дело было в конце 80-ых годов) портовики пришли на работу и… не смогли даже попасть на рабочие места. Волна гуляла по причалу, а кругом - куда ни глянь, воды по колено.
«Именно тогда правительством было принято решение о реконструкции порта, которую завершили в конце 90-ых. Все причалы подняли, и порт перестало затапливать», - говорит Юрий Мешков.
Владимир Константинов, в то время занимавший должность начальника отдела капитального строительства, курировал все этапы обновления портовой инфраструктуры, начиная от переговоров с Европейским банком реконструкции и развития о выделении кредита до окончания строительных работ. Портовик вспоминает, насколько кардинально изменилась гавань с тех времен.
«Раньше это был обычный каботажный, и, если можно так назвать, совковый порт. После реконструкции он действительно стал международным. Я разговаривал со многими капитанами судов, и они единогласно говорили, что наш порт – лучший на Каспии. Изменилось всё. Всё было переделано по современным стандартам. А старый порт остался на два метра ниже существующего», - рассказывает Владимир Константинов.
Заход в обновленный порт первого иностранного судна Владимир Леонидович помнит, как сейчас. Тогда это было грандиозное, волнительное событие.
«Хоть порт тогда и стал международным, но долгое время в него не заходили иностранные суда. А тут – первое судно из Ирана. Естественно, никто с этим ни разу не сталкивался, поэтому сразу начались проблемы. И первая –это оформление судна. Это сейчас в порту есть и таможенная служба, и пограничная, а раньше-то их не было. Кое-как отловили пограничника в аэропорту, и еще сутки ждали, когда он прибудет к нам с печатью в кармане. А пароход все это время стоял на рейде», - вспоминает портовик.
Заходили в порт и вовсе уникальные суда – к примеру, корабль «Алсион» на борту с легендарным исследователем Жаком Ив Кусто. Почти три месяца команда изучала подводную жизнь Каспия, в том числе, и в акватории порта. Сейчас в порту появились новые причалы для военных кораблей, регулярно в гавань заходит и российская флотилия.
После реконструкции в 1999 году порт стал современным многоцелевым терминалом, и, как в большинстве портов мира, его работа не останавливается ни на минуту. В этом году порт-ровесник Актау отмечает 55 лет.
«Прошло много лет, порт пережил реконструкцию, но количество причалов с тех времен не изменилось. Как было 12, так и осталось. Изменилось другое – характер грузов, прием новых судов. Появились другие проблемы, к примеру, понижение уровня моря. Каспий постепенно уходит, но для решения этой проблемы будет готовиться ТЭО, и на его основании либо будут произведены работы по углублению, либо мы будем уходить дальше к тем глубинам, на которых мы сможем оказывать услуги по перевалке», - отмечает Евгений Сушков, начальник службы связи, энергетики и портовых сооружений Актауского морского торгового порта.
Всех морских путей начало
Основными грузами, которые порт обрабатывал всегда, до недавнего времени оставались нефть и металл. В настоящее время все изменилось. Объемы перевалки нефти упали – если еще 10 лет назад через порт проходило 12 млн тонн, то в прошлом году чуть больше 1,5 тыс. тонн черного золота.
«Это новый вызов для порта. Традиционно нефть была тем базовым продуктом, за счет которого порт и жил. Сейчас в связи с развитием трубопроводных маршрутов, они стали для нефтяников экономически более выгодными и целесообразными. Перед портом стоят нелегкая задача- диверсифицировать свой бизнес за счет других грузов. Сложность заключается еще в том, что наложены санкции на Иран, поэтому многие компании прекратили отгрузку туда своих товаров. Это касается металла, который также занимал большой объем в перевалке порта. Ежегодно он достигал двух миллионов тонн. В этом году, к сожалению, эта цифра не превысит 200 тысяч тонн», - говорит Абай Турикпенбаев, президент АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт».
В связи с падением перевалки нефти, два нефтеналивных причала теперь используют как вспомогательные - здесь оформляют грузы. Но в порту все же надеются, что через несколько лет с развитием кашаганского и тенгизского проектов, причалы все же будут загружены.
Несмотря на снижение объемов, в этом году в порту ожидают перевалку 3 млн. 300 тыс. тонн различных грузов. В прошлом году эта цифра дошла до 3 млн. тонн. Теперь основная доля грузов приходится на зерно, строительные материалы и минеральные удобрения из Ирана. В ближайшую неделю в порту ожидают новый груз – карбамид из Туркменистана.
«Номенклатура грузов становится более разнообразной. Но одновременно это и усложняет работу порта – нужно разрабатывать новые технологии, новые схемы работы. В следующем году мы ожидаем перевалку более 4 миллионов тонн грузов», - отмечает Абай Турикпенбаев.
Сейчас порт тяготеет к перевозке контейнерных грузов. Для их приемки и отправки в порту планируют перепрофилировать сухогрузные причалы и площадки для складирования как сыпучих, так и генеральных грузов.
«Недавно в Актау собрались руководители всех каспийских портов. Это стало продолжением крупнейшего мероприятия – саммита с участием глав пяти прикаспийских стран. Определен правовой статус Каспия, и самое главное – поставлена точка в вопросе о безопасности дальнейшего развития моря. Ключевую роль играют в этом морские торговые порты. На повестке дня был рассмотрен ряд вопросов, включая рост контейнерных перевозок. В перспективе нас ждет увеличение объема таких грузов до 2020 года в 60 раз. Я думаю, это очень серьёзный объем, над которым нам надо будет еще работать», - отметил в своем выступлении на юбилейных торжествах работников порта аким Мангистауской области Ералы Тугжанов.
Теперь основная задача порта –полностью включиться в международные транспортные маршруты.
«Один из таких маршрутов – это новый Шелковый путь, когда грузы из Китая доставляют в Европу. Маршрут этот мультимодальный и очень непростой, потому что товар переходит с железной дороги на морской транспорт, а затем обратно на железнодорожный. И тут самое главное – это слаженная работа всех участников этого проекта, которая позволяла бы сократить сроки доставки, стоимость перевозок, чтобы быть привлекательными для наших клиентов как в Европе, так и в Китае», - рассказывает президент Актауского морского торгового порта Абай Турикпенбаев.
В прошлом году в Астане к работе приступила ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут». С помощью этой площадки совместно с Актауским портом уже разрабатываются продукты, привлекательные для клиентов.
«Уже запущены несколько пробных маршрутов поездов с сухого порта Хоргос до запада Казахстана. Грузы из Китая пошли в Италию через порт Актау. Мы надеемся, что в следующем году мы будем транспортировать почти 75-100 тысяч контейнеров в год. Это очень амбициозные задачи. Сейчас все страны понимают, что необходимо наличие инфраструктуры - как железнодорожной, так и портовой – ее развитие должно идти опережающими темпами. Потому что экспедиторы не повезут туда, где нет возможностей для перевалки. Надо сделать этот маршрут узнаваемым, прозрачным по тарифам, быстрым, отслеживаемым. Это большая работа. Ассоциация проводит постоянно конференции в различных производственных центрах в Китае - знакомит с этими маршрутами, приглашает их в Казахстан, чтобы убедились, что маршрут существует, и он работает. Я уверен, что нас ожидают большие грузы, мы к ним активно готовимся», - говорит А. Турикпенбаев.
В Мангистау, который уже стал логистическим хабом, созданы все условия для свободного и удобного провоза грузов. В следующем месяце будет открыт новый маршрут – закончится строительство автодороги от госграницы с Узбекистаном.
«С объема в тысячу грузоперевозок увеличение пойдет до уровня 7 тысяч. Это говорит о том, что автомобильный паром тоже заиграет. Это серьезная возможность для наших портов», - рассказал, выступая перед портовиками, аким региона Ералы Тугжанов.
Сейчас в порту работают больше пятисот человек. Ежегодно штат пополняется новыми кадрами – в том числе, и из морской академии в Актау. В порту проходят практику студенты, и здесь надеются, что с расширением номенклатуры грузов, с увеличением оборота, новые специальности будут востребованы.
«Растут объемы перевалки зерна и генеральных грузов. В этом году впервые в истории порта началась перевалка контейнерных грузов по маршруту Актау-Баку –Актау. Мы стоим на рубеже знаковых событий – развитие новых логистических путей с Китаем в Турцию через Каспий дало толчок для диверсификации традиционной грузовой базы порта Актау. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и делаем все возможное, чтобы как можно больше причалов было занято, чтобы круглосуточно работали краны», - отмечает глава порта Актау.
Порт сменил имя
Постановлением Правительства РК от 3 сентября 2018 года морской порт Актау переименован и лишен статуса международного.
«Я считаю, что не стоит зацикливаться именно на статусе, так как, по сути, он как был международным, так и остался. Дело в том, что этот статус не дает возможности для приватизации порта. А она необходима, так как поставлена задача - уменьшить государственную долю в компаниях, передать их инверторам, специализированным компаниям- мировым лидерам. Порт не будет полностью продан, лишь 49% акций. Сейчас ведутся активные переговоры с различными инвесторами, изучается наша финансово-хозяйственная деятельность, техническое состояние порта», - говорит Абай Турикпенбаев, президент АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт».
В порту надеются, что мировой транспортный оператор приведет новые технологии и новые компании. А значит, увеличится и грузооборот в актауской гавани.