В конце декабря прошлого года, а точнее 21-го числа в газете «ОМ» была опубликована статья Аделины Рустамовой «Вручи мне письмо, почтальон». После его прочтения память услужливо напомнила строчки из известной песни – «Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо»!». А как на самом деле обстоят у нас дела с доставкой? Как работает наша почта?
Госпожа Рустамова – не одна из столь оптимистично оценивающих работу почты. Помнится, несколько лет назад также была опубликована оптимистично озаглавленная статья – «АО «Казпочта»: на пороге масштабной трансформации». (О трансформации скажу чуть позже). Заканчивалась статья такими словами: «Так что, дорогие читатели, откликнитесь, пожалуйста, или предложите свое видение решения проблем доставки». И я, конечно, откликнулся. Написал на семи тетрадных страничках «свое видение» не только о доставке, но и о других разных неувязках в работе почты. Как показало время, трансформация распространилась в основном на пересылку посылок. А в остальном либо не решились переступить указанный порог, либо, переступив, тут же «споткнулись».
Помню, в июле 2017 года, чтобы купить конверты, я зашел в отделение почты, расположенное в пятом микрорайоне. В последний раз я заходил сюда два года назад. И действительно, в отделение чувствовались перемены – эти самые трансформация и модернизация.
Сделали ремонт, установили автомат, который выдает талоны с номерами очередности каждого клиента к окошку, за которым сидит оператор. На установленном табло высвечиваются номера окошек и очередность клиентов. Но в каком окне продают конверты? Я прошел вдоль окон, нигде нет никакой информации. Я присел и стал наблюдать за посетителями и вычислил нужное мне окошко. Взял талон и, дождавшись очереди, подошел к окну и сказал девушке, обслуживающей посетителей отделения, что у них недостаточно информации, не знаешь, к какому окну обратиться с тем или иным вопросом. Девушка, нисколько не смущаясь, безапелляционно ответила: «Могли бы и спросить». Так что ж, это и есть конечный результат обещанной трансформации и модернизации? Неужели трудно установить где-нибудь на видном месте стенд с необходимой для клиентов почтового отделения информацией, перечнем почтовых операций, чтобы не выслушивать нарекания и резкость со стороны работников отделения?!
В период подписных кампаний редакции газет довольно энергично приглашают нас оформить подписку на свои издания. Но вопрос в том, как производится доставка газет, как она организована?
Каждый почтальон обслуживает почти полмикрорайона, и почти в каждом подъезде установлены домофоны. С сумкой, полной корреспонденции он передвигается от дома к дому пешком. Практически во всех подъездах домов отсутствуют абонентские ящики. А если к тому же учесть, что не во всех высотных домах работают лифты, то представьте себе, каково это почтальону с тяжелой сумкой, полной корреспонденции, подниматься на верхние этажи, разнося почту?
По существующим ныне правилам установка абонентских ящиков в подъездах – забота владельцев квартир. Но ведь и почта должна быть заинтересована в этом. Я считаю, что этот вопрос решать нужно сообща. Скажем, часть расходов на себя берет почта, помогает в этом деле и горакимат, не должны в стороне оставаться и КСК, и какую-то часть, возможно, вполне посильную, уплатят сами владельцы квартир.
Почте, как лицу юридическому и заинтересованному, надо бы взяться и начать продвигать этот вопрос. КСК вряд ли сразу согласятся, но если с ними побеседуют в акимате, объяснят суть проблемы, скажут «надо», думаю, они станут более сговорчивее. Если акимат повернется к этой проблеме лицом, к согласию, уверен, придут все.
Неплохо бы изучить опыт работы почтовиков Англии. Английская почта, как известно – образец, эталон почтовой работы. Приведу пример, однажды ко Дню почты аккредитованный в Лондоне корреспондент одной из российских газет получил задание написать о работе местных почтовиков. Получив задание, он отправляет несколько писем из разных концов столицы Англии в адрес своего корпункта. С завидной оперативностью вся корреспонденция журналиста буквально через считанные часы была доставлена адресату! Об экипировке английских почтовиков – форменная одежда, обувь, специальная удобная сумка для корреспонденции – нет надобности говорить. Там труд почтовиков оплачивается достойно. Причем, развозит корреспонденцию специальная машина, почтовики не таскают на себе всю эту тяжесть. В стране туманного Альбиона средства на все это есть, у нас же, как обычно, разводят руками, мол, ограничены в средствах. Хотя, как нужно понимать, наша почта далеко не бедная.
Впрочем, все эти вопросы и, в первую очередь, доставка корреспонденции подписчикам газет и журналов, абонентов почты, – далеко не из неразрешимых.