На днях из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР, Северо-Западный Китай) отправился тысячный по счету грузовой поезд Китай – Европа, маршрут которого пролегает через Каспийское и Черное моря.
Поезд, груженный томатным соусом синьцзянского производства, отправился из собирательного центра города Урумчи, административного центра СУАР, в итальянский город Неаполь.
Как стало известно, поезд пересечет границу Китая на переходе Хоргос, по территории Казахстана проследует в порт Курык, откуда на ролкере отправится через Каспийское море в азербайджанский порт Алят и оттуда — в грузинский порт Поти. Там груз будет перегружен на судно, которое по Черному и Средиземному морям доставит его в Неаполь.
Ожидается, что маршрут мультимодальной перевозки общей протяженностью 10500 км будет преодолен в течение 25 дней, что почти вдвое быстрее, чем требуется на доставку груза по единому морскому маршруту.
С начала 2018 года по сегодняшний день из Синьцзяна по китайско-европейским маршрутам отправилось 166 грузовых составов. Таким образом, маршруты эксплуатируются регулярно с частотой три состава в день. О том, какая часть из них проходит по транспортным маршрутам на Каспии можно судить по публикациям СМИ.
Наша газета уже сообщала о тестовых маршрутах китайских поездов через Каспий в 2018 году. Так, 20 января из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая по транспортному коридору Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) — через порты Казахстана, затем по морю до Баку и далее в Европу, отправился грузовой поезд с инженерным оборудованием и другими товарами.
Китайская сторона также протестировала железнодорожный транспортный коридор Казахстан – Туркменистан – Иран, функционирующий в рамках международного транспортного коридора Север – Юг.
Девятнадцатого января текущего года из Туркменистана в Иран через железнодорожную станцию Акяйла проследовал третий контейнерный поезд из серии составов, отрабатывающих тестовый рейс по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. Первый пробный поезд по данному маршруту пересек туркмено-иранскую границу 8 января, второй — 12 января. Всего из КНР с конца декабря 2017 года было отправлено три железнодорожных состава в Иран, включающих более 130 контейнерных вагона с товарами народного потребления.
Таким образом, с конца декабря 2017 года через Каспийский регион направлено пять китайских грузовых поездов, из которых только два были направлены в сторону Европы, остальные прибыли в Иран. Как видно, объемы китайских грузоперевозок через Каспий пока крайне малы. Однако — это пробные железнодорожные составы. Поэтому в ближайшее время, после оценки рентабельности состоявшихся поставок, ситуация, вероятно, будет постепенно изменяться.