Дети Мангистау с особыми образовательными потребностями будут обучаться по новым стандартам
В Мангистауской области четыре специализированные школы (всего 548 учащихся). Коррекционные кабинеты каждой из них одновременно снабдили современным специальным оборудованием в рамках программы социальных инвестиций «Менің елім» группой компаний АО «Самрук-Қазына».
Итак, коррекционные кабинеты оснастили в четырех КГУ: «Жанаозенская специальная общеобразовательная и дошкольная организация», «Специальная общеобразовательная школа №3», «Специальная общеобразовательная школа №2». «Областная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями». Последние три располагаются в Актау. С педагогами данных учреждений, чтобы ознакомить с возможностями оборудованиями и методиками работы с ним, провели открытый урок.
– Каждый из кабинетов пополнился сенсорной и мягкой комнатами, логопедическими тренажерами (это версия тренажера «Дэльфа-142.1» с персональным компьютером), развивающими дидактическими материалами, массажными зондами, а также многим другим. Все эти материалы специально разработаны для детей с особыми потребностями. Оснащение проводится в первую очередь для того, чтобы облегчить детям процесс обучения и социализации в общество, – рассказала официальный представитель Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» Лима Диас.
В комплект вошел также мультимедийный интерактивный обучающий программно-методический комплекс EduQuest с персональным компьютером (на казахском и русском языках для развития у детей аналитических, логических и созидательных навыков, творческих способностей ребенка, памяти и интуиции, ассоциативного и критического мышления, воображения, координации и пространственной ориентации), системный дидактический материал Нумикон для формирования математических знаний, массажные зонды (комплект из 12 штук), по два комплекта постановочных зондов из семи штук (по методике Ф.А.Рау и методике Л.С.Волковой). Такие зонды нужны для постановки звуков.
Нумикон предназначен для детей с особыми потребностями, особенно активно методика используется в обучении детей с синдромом Дауна. Они наглядно учатся сложению и вычитанию, делению, вычислению процентов, дробей, десятичных чисел. При этом возраст ребенка не имеет значения.
Чтобы понять, что собой представляет оборудование коррекционного кабинета, и с чем, так сказать, его «едят», можно перечислить составляющие одной комнаты. Например, сенсорной, в ассортименте которой восемнадцать компонентов. Собрана она из настенного и напольного мата, сухого бассейна с шарами, двумя пуфами-креслами с полистирольными гранулами (на одном можно лежать, на другом сидеть). В набор комнаты вошли интерактивный источник света и фиброоптическое волокно (пучок безопасных светящихся волокон, необходимый для релаксации), а также фиброоптический ковер (в затемненной комнате создает необычные световые эффекты, напоминающие свет звезд далеких галактик), тактильная панель из дерева (помогает развивать моторику рук, зрительную и тактильную стимуляцию, развивает осязательные навыки) на панели имеются различные цепочки, пучок веревочек, объемные деревянные фигуры. Также для комнаты приобретен домик с дверцами и замочками (для развития моторики, навыков самообслуживания, изучения цветов).
В набор сенсорной комнаты входит деревянная тактильная панель «Дуэт» (для звуковой стимуляции), детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной с оптическим эффектом расширения пространства, зеркальный шар с мотором и прожектором, музыкальный центр – он нужен для использования при терапии музыки с шумом воды, ветра, пением птиц. Еще в комплекте есть тактильная дорожка, по которой надлежит ходить босиком, поскольку поверхность каждого блока разная: это металлическое покрытие с рифленой поверхностью, ковролин «Искусственная трава», резиновая поверхность и так далее. Ну и последнее – в сенсорную комнату поставлен также световой стол из бука для рисования песком (с комплектом песка) с вмонтированной светодиодной подсветкой. К столику закуплено специальное зеркало.
Мягкая комната, например, состоит из шести составляющих, самым интересным из которых выглядит игровой лабиринт. В любом случае, отзывы стороннего наблюдателя, будь они восторженными или критическими, здесь неуместны. Насколько полезным является данное оборудование, расскажут специалисты.
– Мы получили оборудование, наши педагоги в декабре прошли обучающий семинар в «Центр САТР». Участвовали специалисты школ нашей области, а также Атырауской, всего 21 человек. Надо сказать, что ранее у нас не было такого оборудования, и пока мы не смогли оценить его в полной мере, но ученики, работая с ним, проявляют большой интерес. Уверена, улучшатся не только учебные показатели, но и морально-психологическое состояние учащихся, – отметила заместитель директора по учебной части коррекционной школы №2 в г. Актау Айгул Ескалиева.
Другие регионы, получив ранее аналогичное оборудование, уже делятся результатами – насколько выросли показатели усвоения детьми учебного материала, психологического состояния их здоровья. Это работа, которую надо выполнить качественно и только потом спрашивать о результатах. Но, откровенно говоря, общественность их ждет. Работа на результат – что может быть лучше?
Всего в Казахстане имеется 100 коррекционных школ для особенных детей. Все 100 школ, а в них учится порядка 15 тысяч детей – в 2017 году были полностью оснащены новым оборудованием по программе «Менің елім».
Программа социальных инвестиций «Менің елім» стартовала в конце 2016 года. Координатором является фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust». В Мангистауской области программа была запущена в 2017 году. Обычно запуск не означает активную и результативную деятельность - к этому нас приучила практика. Однако уже в мае 50 школ области укомплектовали по данной программе современным спортивным оборудованием. Они отбирались по конкурсу «Биіктерге бірге!» на лучший спортивный проект среди организаций среднего образования региона. Всего по конкурсу от школ области поступило 84 заявки. Это значит, что больше половины общеобразовательных учреждений разработали спортивный проект, где задействованы ученики, что в последующем укрепит их здоровье, поможет привить здоровый образ жизни.
– По замыслу организатора - фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» - конкурс «Биіктерге бірге!» задаст новый вектор в спортивной жизни региона на текущий год. Мы надеемся, что программа «Менің елім» поможет стимулировать развитие спорта на местах, это одна из наших ключевых задач – создавать условия для занятий спортом, для формирования здорового образа жизни у детей, молодежи и взрослого населения, – резюмировала Лима Диас.