Игнорируя проблемы детей, умножая их тем самым, никакая страна в мире не сможет добиться устойчивого прогресса.
Энн Венеман,
экс-директор детского фонда
ООН – ЮНИСЕФ
В областном акимате с участием заместителя акима области Руслана Сакеева состоялось совещание, на котором были заслушаны результаты реализации совместной программы сотрудничества акимата Мангистауской области и детского фонда ООН – ЮНИСЕФ. В работе совещания приняли участие руководители областных управлений, представители ООН в РК, а также руководители различных НПО области.
Открывая совещание, Руслан Кенесариевич подчеркнул важность сотрудничества руководства области с ЮНИСЕФ, которое дает уже плодотворные результаты. Он отметил, что в рамках совместной программы в регионе с 2014-го года реализуются проекты, направленные на защиту и социальную поддержку детей, такие, как: «Снижение риска бедствий», «Дружественное детям правосудие», «Профилактика и реагирование на насилие в школах», «Укрепление психического здоровья несовершеннолетних, превенция суицида».
Напомню, совместная программа предусматривает несколько направлений, включающих работу по улучшению состояния положения детей, защиты и представления прав детей области. Программа, курируемая ЮНИСЕФ, была запущена в реализацию в 2014 году.
Как сообщила на совещании Айгуль Кадирова, координатор ЮНИСЕФ по вопросам здоровья молодежи и подростков, в рамках первого направления для выявления психологического здоровья подростков независимыми экспертами был проведен мониторинг среди учебных заведений образования и дошкольных учреждений региона с целью профилактики суицидального поведения среди подростков. В ходе мониторинга были выявлены основные проблемные вопросы, которые касались психологической службы. В частности, отмечалась необходимость ее усиления. Как известно, согласно штатному расписанию в школах области работает по одному психологу (да и то не в каждой), к которому в случае необходимости за психологической помощью может обратиться тот или иной школьник. Но, во-первых, каждому ли ребенку при многочисленности школ может помочь специалист-психолог при такой загруженности? Во-вторых, может ли позволить большой объем работы специалисту работать и с родителями ребенка, нуждающегося в психологической помощи? А работа должна идти вкупе. Так что, оба вопроса все еще остаются открытыми.
Второе направление программы предусматривает выявление степени участия различных государственных структур в деле защиты интересов, связанных с правами детей. Казахстан, как правовое государство, ратифицировал и принял на себя ответственность исполнения международных конвенций, которые касаются вопросов защиты интересов и прав детей. Но проблем в этом направлении все еще немало. И касаются они, как отметила на совещании председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда) Лариса Шамгунова, вопроса, связанного с качеством той превентивной работы, что ведется педагогами, ювенальной полицией, молодежными организациями по предупреждению преступлений среди молодежи, детей, подростков в школах. Как пояснила Лариса Тлемисовна, школам выгоднее расстаться с трудным ребенком, поставив вопрос об определении его в специализированный интернат или в спецшколу, чем заморачиваться с ним, проводить какую-либо определенную и долгосрочную работу. Все еще нет четкого алгоритма работы с трудным ребенком, находящегося в конфликте с законом. А на конфликт с законом, как правило, его толкают неблагоприятный климат в семье (скандалы, ссоры, конфликты между родителями или с родителями, развод, злоупотребление одного из них или обоих алкоголем, издевательства или жестокое обращение в семье с ребенком), неблагополучное окружение, среда, конфликты в школе, сложное отношение со сверстниками и т.д. Социальные педагоги и психологи школ должны направить свои усилия и построить работу таким образом, чтобы из трудного сделать его благополучным ребенком. Но, как было уже сказано, в силу своей загруженности психологи эту работу не проводят. В итоге, ребенок, в сознании которого укореняется мнение, что он никому не нужен, взрослым на него наплевать, переступает черту, идя на преступление.
Также она подчеркнула необходимость сопровождения ребенка психологом, представителем центра по реабилитации с момента совершения преступления против ребенка и до конца – вплоть до рассмотрения дела в суде с тем, чтобы не подвергать его многочисленным опросам следователем, прокурором. Для ребенка, перенесшего физическую и психологическую травму, переживать повторно душевную травму, согласитесь, очень тяжело. Сегодня, пояснила докладчик, есть возможность депонировать, то есть опросить ребенка всего один раз и не в стенах зданий правоохранительных органов, где обстановка на ребенка действует гнетуще, мрачно, а в центре для реабилитации детей. Здесь следователь непосредственно при участии психолога проводит опрос ребенка всего один раз, и после этого ребенка уже больше не травмируют. А далее уже реабилитационную работу с ним проводят психолог, специалисты центра.
Также она отметила разобщенность школ, ювенальной полиции и других соответствующих структур, подчеркнув при этом необходимость координации этих служб в работе с детьми.
Координатор программы ЮНИСЕФ в Казахстане по жизнестойкости детей Анна Стативкина подняла не менее острую тему снижения рисков бедствий для повышения устойчивости детей к чрезвычайным ситуациям в Мангистауской области.
Докладчик отметила оперативную работу департамента по ЧС Мангистауской области, активно подключившегося к реализации программы в этом направлении. В частности, в школах были проведены соответствующие занятия с раздачей специальной разъяснительной литературы с целью профилактики и минимизации травмоопасности, несчастных случаев в той или иной чрезвычайной ситуации, чтобы дети могли предпринять меры предосторожности, знали, как вести себя в различных ситуациях. Но, как подчеркнула она, подобные мероприятия в школах и детских садах ведутся от случая к случаю – в период проведения различных акций либо в момент реализации программ, а уж далее, как показывает практика, дело идет на самотек. А ведь речь идет о самом дорогом для нас – детях, и поэтому работу в этом направлении нужно вести на постоянной основе.
Критически отозвалась г-жа Стативкина и о несоответствии технической безопасности некоторых учебных заведений, выявленной в ходе обследования школ области международными экспертами и сотрудниками ЧС. В частности, как было отмечено ею, в школах выявлены сквозные вертикальные и наклонные трещины в фундаментах и на несущих стенах подвалов. Она обратила внимание руководства областного управления образования на этот факт и высказала предложение об изыскании возможности открыть при управлении отдел капитального строительства, в обязанности которого вменялся бы контроль за эксплуатацией школьных зданий. Анна Стативкина не преминула отметить и тот факт, что в РК не существует базы данных, обзора и анализа типовых проектных решений зданий школ с точки зрения сейсмической безопасности.
По третьему направлению, – о том, как претворяется в жизнь пилотный проект «Правосудие, дружественное детям», рассказал директор ОО «Мейрим» Александр Муха. Общественное объединение «Мейрим», возглавляемое им, реализует в жизнь интегрированную систему правосудия и профилактики насилия в отношении детей с конца 2015 года. Это один из трех, но совершенно разных, проектов, реализуемых в рамках третьего направления программы в Усть-Каменогорске и Кызылорде. В Усть-Каменогорске проект стартовал в 2014 году. Программа предусматривала работу психологов с детьми, совершившими преступления, правонарушения, непосредственно в реабилитационном центре. Именно туда направляли трудных детей для реабилитации, а не в места лишения свободы, не в спецучреждения. Как показала дальнейшая практика подобной работы, тенденция преступности среди несовершеннолетних заметно пошла на убыль.
Альтернативную форму наказания к детям, преступившим закон, также применяли в рамках второго проекта программы, запущенного в Кызылорде в 2015 году. Как и в первом случае, правосудие таких детей оставляет дома, но теперь уже специалисты реабилитационного центра ведут работу не только с ними, но и с их родителями. И эта работа ведется ежедневно.
Третий проект программы – «Правосудие, дружественное детям», по словам Александра Мухи, – самый сложный среди всех, реализуемый в трех городах Казахстана. Если с ребятами, преступившими закон, работают школы, полиция, сотрудники ювенальной полиции, то с категорией детей третьего направления – жертвами и свидетелями преступлений, с детьми, против которых совершено преступление,– никто не работает. Конечно, психолог подключается к работе с ними, но только на стадии судебного процесса. Поработав с ребенком, дав характеристику ему, его семье, он завершает свою работу. «Закончился суд, преступника наказали, а кто уберет травму, оставшуюся в душе ребенка, его родителей? Нанимать психолога за деньги – услуги не дешевые. Другой вопрос, – а есть ли у нас специалисты по работе с такими детьми?Да и далеко не каждый психолог может работать в этом направлении и вывести ребенка из этой ситуации», – сетует координатор проекта программы по защите детей – жертв насилия и правонарушений.
Работа в этом направлении уже дает свои результаты. Общественное объединение «Мейрим» оборудовало помещение в суде – дружественную комнату, где ребенок чувствует себя защищенно, домашняя обстановка располагает к спокойствию. Чтобы уберечь его от контакта с преступником, совершим преступление в отношении него, ребенка не выводят в зал заседания. В случае надобности его тут же подключают к судебному процессу, но уже через видеосистемы, когда он может наблюдать происходящее в судебном зале, но его самого никто не видит. Также, когда идет бракоразводный процесс и рассматривается вопрос, с кем останется ребенок, (крайне тяжелый для него), он находится в этой же комнате.
Для ребенка, пережившего душевную, физическую травму, очень тяжело дается опрос, причем, многократный, следователем или сотрудником прокуратуры. Чтобы не травмировать ребенка еще более, его сопровождает психолог, который находится с ним с самого начала, как только в правоохранительных органах фиксируется факт преступления против ребенка, и до конца судебного процесса. Если ребенок далее нуждается в реабилитации, то с ним работают специалисты реабилитационного центра.
Работает центр пока полтора года, за это время полный курс реабилитации прошли тридцать шесть детей, охваченных программой, еще восемь детей находятся на реабилитационном периоде. Замкнутые, настороженные, пугливые, не доверяющие окружению, сложно идущие на контакт с людьми – вначале, – по окончанию реабилитационной работы дети являют разительную картину тому, что они представляли собой в начале печальных событий.
Кроме того, разовую консультативную помощь по телефону получили пятьдесят четыре человека. Работают здесь не только не только с детьми, но и с родителями жертв и свидетелей преступлений. И это очень важно в силу того, что родители не зная, как правильно себя вести в этой ситуации, не знают, как строить отношения с пострадавшим. Многократно переживая случившееся с их ребенком, они еще более усугубляют положение, углубляют психологическую и душевную его травму. «Программа работы с детьми, пережившими преступление против них, свидетелей преступлений, в обязательном порядке должна предусматривает и работу с родителями», – объясняет координатор проекта.
Телефоны кризисного центра ОО «Мейрим» – 545 168, 545 169. Полностью оборудованный под зону комфорта для детей – жертв и свидетелей преступлений – реабилитационный центр находится в здании центра «Школьник», бывшего Дома пионеров. Еще одно направление работы объединения, о котором стоит отметить особо, тесное сотрудничество его с представителями правоохранительных структур, работающими с детьми. «Мейрим» полностью оборудовал комнату для ювенальных инспекторов в опорном пункте полиции 26-го микрорайона, кабинеты следователей УВД города Актау, Мунайлинского РОВД и города Жанаозен, приобретя качественную мебель, располагающую к уюту,– шкафы, кресла, столы, стулья, а также компьютеры, ноутбуки, кондиционеры. «Мы постарались обстановку, куда попадет ребенок при опросе, максимально приблизить к домашней, чтобы на него не давила казенная обстановка. Но еще раз повторюсь, с ребенком сотрудники правоохранительных органов должны работать непосредственно при психологе. Ни один ребенок не рождается преступником, таким его делает среда, и за каждого ребенка нужно бороться», – говорит Александр Муха.
Канат Суханбердиев, координатор программы ЮНИСЕФ по здравоохранению и питанию, поднял вопрос внедрения мобильного приложения для родителей, что позволило быим получать своевременно актуальную информацию и повысить их осведомленность в вопросах детского развития и здоровья, родительских навыков, физического и психического здоровья детей. Озвучил он и предложение о совершенствовании учебного плана в медицинских колледжах, что очень актуально с учетом дефицита грамотных и квалифицированных специалистов в сфере нашего здравоохранения.
Еще один аспект программы, направленной на охрану и улучшение здоровья матери и ребенка, предусматривал создание центров здорового детского питания. В качестве пилотных проекты стали внедрять в Актау, Жанаозене и в Мунайлинском районе, работников поликлиник которых обучили новым технологиям приготовления здорового детского питания и прикорма, научили работать через интернет-программы и т.д. Центры здорового и правильного питания с обученными специалистами хорошо зарекомендовали себя в городе нефтяников и в Мунайлинском районе. Более того, в Мунайлинский район за опытом работы приезжают коллеги из других областей. Но, сообщалось на совещании, в областном центре, в Актау, работа в этом направлении оставляет желать лучшего.
К. Суханбердиев ознакомил участников совещания и с мониторингом детской смертности в Мангистауской области. Было отмечено, что в 2016 году в регионе показатель перинатальной смертности превысил среднереспубликанский на 12%.
Координатор программы связывает проблемы в сфере улучшения здоровья матери и ребенка с частой сменой ответственных за состояние здравоохранения лиц и со слабым вовлечением в реализуемые проекты первых руководителей медицинских организаций, в особенности самого областного центра.
Подводя итоги реализуемых проектов совместной программы, Юрий Оксамитный, курирующий работу ЮНИСЕФ в Центральной Азии, в том числе в Казахстане, отметил положительный опыт всех реализуемых в Мангистауской области проектов и высказал готовность к дальнейшему сотрудничеству ЮНИСЕФ с акиматом области. Его, как главного куратора, в первую очередь, интересует устойчивость реализуемых проектов и готовность местных властей применять на практике положительный опыт работы. Кроме того, Юрий Викторович выразил желание сотрудничать с нами и помочь в решении проблем детей с ограниченными физическими возможностями, которых можно и нужно интегрировать в общество. А это – один из самых проблемных вопросов нашего общества.