Более года сотни работников государственных организаций, расположенных в здании №100 (управление статистики), не могут добиться положительного ответа от акимата города Актау по поводу обеспечения общественным транспортом 23 микрорайон, в частности остановки возле рынка «Асар-С». При очевидном факте, что в данном здании находятся десятки государственных предприятий, куда ездят не только работники, но и услугополучатели, реакция чиновников на жалобы приравнивается к нулю. За последние годы два маршрута -№№ 9, 12, которые обеспечивали туда перевозку людей, перестали функционировать. Единственный пригородный автобус №103 доезжает туда, но, как сообщают работники, с интервалом раз в полдня. Госслужащие вынуждены добираться на место работы на такси, пешком, на перекладных, что очень отражается на семейном бюджете и отнимает большое количество времени.
Первое заявление
Двадцать четвертого октября 2016 года госслужащие ряда организаций - департамента статистики, департамента по земельным отношениям, управления природных ресурсов, управления строительства, ГКП «Экологическая исследовательская лаборатория» и другие - написали коллективное заявление в акимат города. В заявлении они просили решить вопрос по поводу восстановления автобусных маршрутов №9, №12 и систематического движения пригородных автобусов №103, №104.
- Все мы, работники бюджетной сферы, в основной массе женщины, для которых не предусмотрен служебный транспорт, испытываем большие трудности из-за отсутствия маршрута. Раньше мы добирались на работу по маршрутам автобусов №9 и №12, сейчас с пересадками на №2, №5, №103, №104, №105, если они есть, если нет, то на такси или пешком, - жаловались работники.
Как они пояснили, ситуация усугубляется тем, что в зимний период быстро темнеет, холодно, страшно, криминальная обстановка в городе оставляет желать лучшего, у всех дома маленькие дети, которые остаются без родительского внимания, что тоже способствует увеличению детского травматизма. Добираться пешком крайне сложно, а на такси ездить каждый день утром и вечером –это не дело.
- Все мы государственные служащие, наш рабочий день заканчивается в 18.30, бывает, что остаемся на работе до поздна во время оперативной и срочной отчетности. Пригородный автобус проезжает мимо остановки «Асар-С» в 18.20. Поймать или вызвать такси невозможно, диспетчеры не принимают заявки, ссылаясь на дальнее расстояние, отсутствие газа, машин, или называют цену в 450-500 тенге, что не по карману работнику бюджетной организации. Общественное здание №100 находится на окраине города возле оптового рынка «Асар-С». Ни один городской автобус не проходит через этот маршрут. Убедительная просьба решить нашу проблему с городским общественным транспортом в ближайшее время. Если не будет никакого результата, мы вынуждены будем обратиться в другие органы власти, - объяснили ситуацию госслужащие.
Акимат города на коллективное заявление отписался коротко, не считая нужным объяснить все нюансы проблемы. В письме-ответе начальник актауского городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жетыбай Кубашев объяснил, что из-за малочисленного потока пассажиров движение автобусного маршрута №12 временно приостановлено, вопрос с восстановлением маршрута № 9 был им проигнорирован. О движении пригородных автобусов №103, №104 он рекомендовал обратиться в областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Второе заявление
Прошел год, а проблема осталась нерешенной. За этот период ситуация еще ухудшилась. Маршрут №104, который более или менее справлялся и доезжал до остановки «Асар-С» тоже перестал там ездить. 18 сентября текущего года госслужащие написали второе заявление, направив его сразу в акимат Мангистауской области. Этой ситуации предшествовали последние события -в области - из-за нехватки топлива таксисты начали манипулировать ценами, завышали цены до невозможного. Тут уместно будет сообщить, что житель Актау вынужден был заплатить 1000 тенге таксисту, чтобы добраться до места работы, в противном случае тот категорически отказывался его довезти.
В заявлении к акиму области госслужащие к вышеуказанным пояснениям добавили, что в городе всего три маршрута № 2,3, 5 обслуживают население. - Когда-то маршрут №2 проходил через остановку «Асар-С» в 23 микрорайоне, но и его сократили. Остались было автобусы Мунайлинского района №103, №104 , которые проходят через 23 микрорайон и остановку «Асар-С», но и их движение претерпело изменения. Маршрут №104 теперь не ходит там, а №103 ездит довольно редко - последний рейс в 18 :00, а у нас рабочий день до 18:30, -пожаловались они.
Работники государственных организаций просили акимат области оказать содействие в обеспечении их автобусным маршрутом, пояснив, что это нужно не только для них, но и для жителей города, близлежащих дачных поселков.
Первый заместитель акима области Суиндик Алдашев
перенаправил заявление госслужащих в аппарат акима города уполномоченным лицам, которые и должны отвечать на эти вопросы. При этом заместитель главы области просил сообщить результаты рассмотрения в акимат области.
Аппарат акима города во второй раз также кратко ответил на заявление. Как было разъяснено в письме, конкурс на право обслуживания маршрутов городских автомобильных перевозок им проводился только летом (!) 27 июня и 3 августа. Однако в обоих случаях желающих участвовать в конкурсе не объявилось. Также в письме акимат Актау поясняет, что чиновники не могут вмешаться в работу текущих маршрутов, так как это повлечет сбой в работе всей городской системы, что вызовет недовольство жителей других частей города.
На вопросы с маршрутами №103, 104 корреспонденту «Огни Мангистау» также коротко ответил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Омирбек Сагындыков. Вопрос касался интервала движения автобуса №103, которого госслужащие не могут вообще дождаться на остановке, и маршрута №104, который там вообще не ездит.
Как объяснил Омирбек Сагындыков, длительный интервал автобуса №103 вызван зимней подготовкой транспорта, а вопрос движения автобуса №104 в район «Асар-С» в управлении рассмотрят.
Однако такие ответы, как отмечают госслужащие, лишь вызывают разочарование и досаду.
- Отписываться мы тоже умеем, но почему наша просьба остается без внимания. К нам приходят с отчетами, с документами из других микрорайонов города, и мы вынуждены выслушивать жалобы в свой адрес: «почему к вам не ездят автобусы?»- досадуют они.
Действительно, эта проблема не в компетенции этих организаций, они сделали, что смогли. Не с пикетами же им теперь добиваться справедливости, когда можно решить все цивилизованно.
Выход из положения по обеспечению города достаточным количеством общественного транспорта озвучил недавно исполняющий обязанности руководителя актауского городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бексултан Шалабаев.
По его словам, акимат Актау поручил городским перевозчикам обновить автобусный парк. Для этого были озвучены три предложения: первое- закупить автобусы марки Daewoo или другого отечественного производства автомобили через СПК «Каспий», а затем передать их перевозчикам в долг. Второе предложение - заключить трехсторонний договор между акиматом, перевозчиками и банками второго уровня. За счет средств, выделенных из бюджета, банки второго уровня дадут кредит перевозчикам. И третье предложение - повышение проезда до 70 тенге. Тогда банки второго уровня смогут кредитовать перевозчиков. Как пояснил чиновник, предложения представлены в акимат Мангистауской области. Возможность повышения тарифов, может быть рассмотрена только в следующем году.