За ЧП с российским танкером «Аракс» никто ответственности не понес.
Когда в ноябре прошло года на мысе Песчаный произошло ЧП с российским танкером-бункеровщиком «Аракс», об этом писали во всех СМИ. Затем страсти немного улеглись, и вновь проблему подняли после того, как севшее на мель судно стало туристическим объектом у местных жителей.
Довольно опасный объект облюбовали в основном актаусцы. И невдомек было людям, что на корабле остались сотни тонн нефтесодержащих отходов, кроме того, летом экологи зафиксировали здесь превышение метана в воздухе. Все это могло бы вспыхнуть от любой искры. Чтобы избежать экологической катастрофы, их резерва областного бюджета были выделены немалые средства на очистку и утилизацию отходов.
Но не стоит думать, что все это время уполномоченные органы сидели и ждали, как говорится, у моря погоды. От морской администрации портов Актау и Баутино в порт Махачкалы и самому владельцу судна неоднократно высылались письма с требованием незамедлительно начать отбуксировку и очистку севшего на мель танкера. Однако на эти требования никто не отреагировал. Кроме того, было даже проведено совместное с Россией расследование, после чего казахстанские специалисты получили заключение, в котором именно нашей стороне было рекомендовано ликвидировать и очистить судно.
– Естественно, мы написали свое возражение, что мы не согласны с такими выводами. Так как судно российское, а значит, Россия должна принимать участие в действиях в отношении с собственным кораблем. Однако позже стало известно, что оно уже России не принадлежит, так как с реестра порта приписки оно снято, а сама судоходная компания больше не существует как юридическое лицо. Скоро уже будет год, как случилось это ЧП, поэтому по Закону «О торговом мореплавании» мы готовим документы для передачи в суд, чтобы судно было признано бесхозным, – говорит руководитель морской администрации портов Актау и Баутино Нурбол Ерманов.
До сих пор много неясностей и с экипажем судна. Когда оно только вышло в рейс, на его борту было 8 человек. А когда оно село на мель у казахстанских берегов, экипаж судна составлял всего три человека. По одной информации, судно покинул лишь один, добравшись до Атырау, где его и задержали. Он понес административное наказание за нарушение правил пребывания в РК, так как не имел права покидать корабль. По другим данным, сбежавших было двое – капитан и его помощник. Оставшийся же на судне в полном одиночестве механик спустя месяц после ЧП покончил жизнь самоубийством, бросившись за борт корабля.
– Его вообще не меняли никогда, он постоянно жаловался судовладельцу, звонил, просил помочь. И мы даже со своей стороны постоянно звонили судовладельцу, говорили, чтобы они пожалели хотя бы своего человека. У него были проблемы с документами. Пограничники накануне сообщили, что заберут его в Курык, где оформят все документы, а когда приехали утром, обнаружили, что он погиб, – отмечает Нурбол Ерманов.
Прошло уже больше года, а ответственности за ЧП так никто и не понес. «Аракс» не оправдал своего названия «Быстрый».
На сегодня по информации администрации портов, на судовладельца в России заведено уголовное дело – его объявили в розыск.
Сейчас ведется очистка корабля от нефтеотходов – на борту их более 900 тонн. В настоящее время уже откачано почти треть из них. Утилизировать их будет специализированная компания, которая находится в Мунайлинском районе.