Как известно, с 1 октября цены на бензин рванули вверх. С начала осени они выросли на 10-11%. За оставшиеся до конца года два с половиной месяца ценники на бензоколонках вполне могут подскочить еще почти на столько же.
Крупные сети вместе со списком небольших АЗС подняли ценники на своих бензоколонках. Несмотря на повышение, казахстанцы выстроились в очереди на заправках. Все просят заправить полный бак, но бензин и дизельное топливо продается в большинстве случаев по талонам или топливным картам.
Не признав свою долю ответственности в топливном кризисе, официальные власти приняли решение любой ценой обеспечить импорт в объеме 120-150 тысяч тонн бензина марки АИ-92. Для рядового автовладельца это означает одно: еще больший рост цен на заправках. Судя по всему, урегулировать ситуацию, не допуская роста цен на бензин, чиновники уже не могут.
Возникает вопрос: почему в нефтяном Казахстане растет цена бензина? Эксперты прогнозируют подорожание бензина.
Интересный парадокс получается — стоимость нефти падает, а цена бензина в РК растет. Редакция поинтересовалась у экспертов, почему это происходит.
Топливный цинизм
Эксперт нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов объяснил кризис на бензиновом рынке теми же причинами, что и 15-20 лет назад: недостаточное производство нефтепродуктов на отечественных заводах.
«Когда в мае 2009 года составлялась программа модернизации для всех трех нефтеперерабатывающих заводов, речь шла о сумме в 3,1 миллиарда долларов. Кстати, тогда был выбор — либо построить новый завод, либо усовершенствовать три имеющихся, но министерство нефти и газа заявило, что модернизация обойдется дешевле, потому, что строительство нового завода потребует 6 миллиардов долларов. Теперь же выясняется, что реконструкция трех заводов обходится в ту же сумму, что и строительство нового. Но не факт, что заводы будут модернизированы до тех параметров, которые заявляют. Атырауский завод уже дважды переделывали, но даже после двух модернизаций заявленные параметры не были достигнуты», – рассуждает Сергей Смирнов.
По словам эксперта, сейчас дефицит покрывается импортом (до 40%) топлива из России. Но сегодня положение усугубляется тем, что российский бензин значительно дороже казахстанского и импорт топлива получается значительно дороже, особенно если учесть, что чиновники разрешили закупать ГСМ по рыночным ценам.
Тренд на повышениеМежду тем министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что в декабре планируется снизить долю импорта по бензину марки АИ-92 до 20%.
По планам министерства в ноябре производство бензина марки АИ-92 на Атырауском заводе вырастет до 75 тысяч тонн (ранее завод вырабатывал порядка 50 тысяч тонн). Чтобы увеличить производство АИ-92, было принято решение уменьшить производство 95-го и 80-го бензина и за счет этого нарастить выпуск самого ходового бензина.
Кроме того, на Шымкентском заводе в сентябре и октябре была увеличена загрузка на 110 тысяч тонн.
В общем, в Минэнерго рассчитывают, что ближе к декабрю ситуация, как и цены на горючее, стабилизируется, а сегодняшние проблемы с поставками, по мнению министра, вызвали временное увеличение цены.
Однако временные рамки при принятии решения изменить цены на бензин со стороны заправочных станций не оговорены — на заправках говорят, что все регулирует рынок. В то же время независимые эксперты отмечают: «цены, выросшие сегодня, завтра вряд ли упадут».
«Практика показывает, что у нас цены, раз повысившись, уже не снижаются, — говорит Сергей Смирнов. — К тому же, на мой взгляд, главная причина роста стоимости ГСМ в принятом решении к 2025 году создать единый рынок энергоресурсов в рамках ЕАЭС. Это значит, что к указанной дате наши цены должны догнать российские, а в России цена топлива примерно на 50% выше, чем в Казахстане».
По словам эксперта, негативный момент ситуации в том, что пока цены не сравняются с российскими, стоимость литра горючего на заправках Казахстана будет расти.
Кроме того, по его мнению, дороговизна бензина объясняется ещё тем, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают вполсилы, производя при этом продукт невысокого качества. Следовательно, недорогого отечественного топлива просто не хватает. Как минимум треть горючего наша страна завозит из России.
«Причинами всего этого является дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке Казахстана. Это связано с тем, что наши НПЗ не в состоянии обеспечить рынок нефтепродуктами необходимого количества, необходимого качества», — пояснил экономист Сергей Смирнов.
Он вкратце объяснить действующую модель ценообразования.
«Дело в том, что ГСМ в Казахстане всегда был и остается «дотационным», цена на ГСМ никогда не обеспечивала равную доходность по сравнению с экспортными поставками — именно поэтому иностранные консорциумы никогда не поставляли существенных объемов добываемой нефти на внутренний рынок, а казахстанских нефтедобытчиков практически заставляют это делать», – пояснил эксперт.
В целом, повышение цен на ГСМ, по его мнению, неизбежно (в т.ч. и в краткосрочном периоде из-за повышения акцизов на переработку), что, возможно, заставит казахстанских автовладельцев пересмотреть свои взгляды и предпочтения в сторону более компактных и экономичных авто.
Когда упадут цены на бензин
Министр энергетики РК Канат Бозумбаев рассказал, почему повысилась и когда снизится цена на бензин в Казахстане.
«Раз есть ситуация, мы должны ее выправить, быстрее извиниться перед населением, страной, что создались такие проблемы, но на это были свои объективные причины», – сказал Канат Бозумбаев в кулуарах Правительства.
Министр отметил, что он представил меры по преодолению ситуации, которая сложилась с обеспечением бензина.
Отчитываясь на заседании Правительства, министр энергетики РК Канат Бозумбаев заверил, несмотря на очереди на отечественных АЗС, дефицита бензина в стране нет.
«Сразу хочу сказать, что слово «дефицит» использовать не совсем правильно, дефицита в стране нет. На вчерашний день в стране 138 тысяч тонн бензина АИ-92 в регионах, на нефтебазах и в пути есть, цена поднялась в первую очередь в связи с тем, что увеличилась доля дорогого российского бензина», – объяснил Канат Бозумбаев.
По его словам, за текущее лето по ряду причин потребление бензина возросло в разы.
«Совокупные запасы 92-го бензина в стране по состоянию на 1 июня составляли 292 тысячи тонн, в период повышенного потребления – в рамках проведения выставки «ЭКСПО-2017», отпускной период, развитие внутреннего туризма – запасы бензина на нефтебазах снизились до уровня 140 тысяч тонн. Это покрывает потребность на 15 дней», – пояснил он.
Также министр дал прогноз по импорту российского топлива в ближайшее время.
«Средняя цена на 92-ой бензин в январе составляла 135 тенге, в октябре цена увеличилась до уровня 150-155 тенге, дав рост на 11%. При этом доля импорта увеличилась в период с июня по август с 15% до 30% в сентябре, и по прогнозам доля импорта увеличится в октябре до 40%», – сказал Канат Бозумбаев.
По его словам, сеть АЗС «КазМунайГаз» должна продавать бензин без ограничений в четверг-пятницу.
«Призываю набраться терпения, это болезненный вопрос. Мы все на свои места расставим. В том числе коррекция по ценам возможна в начале ноября. Доля российского бензина в двукратном размере уменьшится на внутреннем рынке Казахстана. Если в октябре 40% и не надо удивляться высоким ценам, потому что российский бензин дорогой. В России он продается по 220 – 225 тенге за литр, в Казахстане 190 тенге за литр. Понятно, когда мы импортируем благодаря тому, что у нас налоги меньше он стоит 155 тенге. Его доля уменьшится с 40% до 20% в ноябре, и мы каким-то образом сумеем тиражировать, чтоб таких ситуаций не происходило. В ноябре у нас будет больше рычагов, чтобы влиять на цены», – заключил министр.
Наказание – выговор и увольнение
Во вторник на заседании Правительства Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев потребовал от министра энергетики Каната Бозумбаева объяснить ситуацию с возникновением дефицита с сентября этого года самой ходовой марки бензина — АИ-92 — на заправках страны.
Выслушав доклады Бозумбаева, а также председателя правления нацкомпании «КазМунайГаз» Сауата Мынбаева, ссылавшихся на практическую остановку осенью двух крупных НПЗ на ремонт и повышение цены бензина в соседней России, глава правительства назвал их объяснения «отговорками».
Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что не может принять аргументацию министерства энергетики, а также нацкомпании, в чьем управлении находятся полностью или частично все три крупных НПЗ республики.
«Заранее знали, еще в мае было написано письмо, что переносится ремонт павлодарского НПЗ с весны на осень, все прекрасно понимали, что будут друг за другом поочередно останавливаться два завода. И можно было прояснить ситуацию, заранее просчитать — какой объем, откуда, в какие регионы мы должны будем завозить, а не заниматься этим в сентябре. На пустом месте создали напряженность», — констатировал Премьер-министр РК.
В этой связи, по его мнению, действия должностных лиц минэнерго можно и нужно считать «уклонением от своих прямых должностных обязанностей».
«За это надо нести ответственность. Поэтому я принимаю следующее решение: в связи с тем, что дисциплинарные меры воздействия в отношении членов Правительства принимает Президент страны, я выношу на имя Главы государства представление об объявлении выговора министру энергетики РК Канату Бозумбаеву», – сказал Бакытжан Сагинтаев на заседании Правительства.
«По вице-министрам – это моя прерогатива. Относительно вице-министра энергетики Асета Магауова я принимаю решение освободить его от занимаемой должности, канцелярии подготовить сегодня соответствующее решение Правительства», – сказал премьер.
«Я все это считаю отговорками и увиливанием от своих прямых должностных обязанностей. За это надо нести ответственность», – добавил он.
Также глава Правительства поручил принять меры по увольнению вице-президента компании «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева и объявить выговор главе КМГ – Сауату Мынбаеву.
Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев напомнил руководителям государственных органов и регионов о персональной ответственности за состояние дел во вверенных отраслях.
Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что должностные лица не должны перекладывать ответственность за свою работу на население.