«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
( Из программной статьи Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»)
Ученики 11-го класса средней общеобразовательной школы №1 Эльданиз Гусейнов и Никита Супугазиев вместе со своим педагогом по истории Тамарой Феликсовной Стасенко предложили очень интересный, можно сказать знаковый проект, – создание социокультурного парка «НОМАДЫ».
В программной статье Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства подчеркивает – «знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное». Именно такую задачу поставил перед собой при разработке проекта «Социокультурный парк «НОМАДЫ» Эльданиз Гусейнов.
– Создавая проект социокультурного парка, мы решили непременно учесть все пожелания молодежи, ее современные запросы, которые, кстати, напрямую связаны со здоровым образом жизни. Это занятия паркуром, воркаутом, брейк дансом. В нашем парке специальные площадки для этих современных уличных видов спорта будут соседствовать с ипподромом, где можно проводить байгу, джигитовку, кокпар, при этом, не конкурируя, а дополняя друг друга, внося разнообразие в увлечения спортом, – делится своими задумками Эльданиз.
По его словам, разрабатывая план-схему парка «НОМАДЫ», было замечено стопроцентное сходство прошлых и современных спортивных увлечений молодежи. В итоги разработчики пришли к выводу, что сегодняшнее поколение молодых людей стремится показать свои лучшие качества – интеллект, ловкость, смелость, находчивость. Эти качества – сегодняшний стиль жизни молодежи!
– Поэтому, работая над проектом социокультурного парка такого типа, как наш, мы думали о том, что именно молодежь станет главным потребителем услуг нашего парка, а также найдет здесь для себя не только развлечение, но и работу по душе! Будет с удовольствием и большой самоотдачей трудиться на благо Родины! В этом глубокий смысл и молодежной политики в Казахстане. Кроме того идеологическим ядром нашего парка станет реализация мысли о сохранении кочевой культуры казахского народа, связанного с ней огромного пласта истории Казахстана и казахского языка, – пояснил разработчик проекта.
По его мнению, при реализации этого проекта Мангистауская область и Актау в частности станут эпицентром изучения и распространения великого опыта выдающегося прошлого нашей страны – кочевой культуры древних племён и народов Казахстана. Этот богатейший исторический и культурологический опыт невозможно переоценить! А, напротив, необходимо изучать и адаптировать к нашей современной жизни, размышляет Эльданиз.
Эльданиз очень увлекается историей, археологией. Он очень много времени провел с мангистауским известным археологом Андреем Астафьевым, который тоже внес свой вклад в разработку проекта создания социокультурного парка.
Казахстан в прошлом – колыбель кочевой цивилизации! Через его бескрайние степи прошли миллионы кочевников. Кочевая культура и цивилизация – одно из выдающихся достижений человеческого духа, мысли, желания жить и радоваться, бережно относясь к природе, человеческим ценностям. Вспомните, какие удивительные уроки высоты человеческого духа, стойкости преподнесли нам все те, кто жил, трудился и творил в суровых условиях кочевья. Как эти поколения по-прежнему учат нас: сохранять стойкость в испытаниях, умению обходиться малым, но всегда быть в радостном расположении духа, не расставаясь с искрящимся чувством юмора и здоровой, такой необходимой в полевых условиях, самоиронией.
Кочевники известны своим прирожденным демократизмом, толерантностью, взращёнными степной жизнью, где подчас было необходимо протянуть руку помощи совершенно незнакомому человеку, не задавая лишних вопросов, накормить, обогреть; собраться вместе, чтобы послушать пение странника; высказать наболевшее в честном бою-состязании – айтысе!
Эльданиз предлагает при создании этого парка проводить Всемирные игры кочевников у нас в Актау. А почему бы и нет?!
Всемирные игры кочевников – это международные спортивные состязания по этническим видам спорта. В основу состязаний легли народные игры исторически кочевых народов Центральной Азии. Спортсмены будут состязаться в таких видах, как конные скачки, соревнования лучников, масреслинг, национальная борьба и охота с ловчими птицами и гончими собаками. В нашем регионе, по мнению Эльданиза, есть все возможности организовать Всемирные игры кочевников, чтобы продемонстрировать всему миру наследие кочевой цивилизации - эпохи длиною почти в три тысячелетия, начало которой положили скифы в VIII веке до н.э.
Ареал – от Тихого океана, Евразийской тундры до Карпат, земель гуннов и германцев в Европе, гор, степей и пустынь Центральной и Восточной Азии, Ближнего Востока. И такой глобальный пространственно-временной мир мог освоить только кочевник – воин и скотовод, охотник и ремесленник, одновременно и захватчик, и защитник. Он кочевник-универсал удивительным образом сочетающий в себе патриархальный тип управления и демократию. Он и консерватор, и новатор, прожжённый прагматик, и неповторимый романтик.
Образ кочевника это мудрость вечно снежных вершин гор, синь бесконечного неба, чистота горного родника и свежесть утренней росы. Кочевник это взгляд, брошенный в бескрайнюю даль за линию горизонта. Образ кочевника это бронзовоскулый пращур, по лицу которого хлещут ветер, пески, дождь и колючий снег. Кочевник это жизнестойкость, над которым не властны ни время, ни расстояние. Это взгляд с прищуром готового к прыжку барса.
Игры и состязания формировали у кочевников жизнестойкость, и позволили донести до потомков свою историю и культуру. «Да, будут благословенны мудрые предки, оставившие нам эти игры…» – так о культурном наследии кочевников, сказал гений современности Чингиз Айтматов. Миссия Всемирных игр кочевников – сохранение и «ренессанс» общеисторического культурного наследия кочевой цивилизации человечества, интеграция и укрепление дружбы между народами, противодействие потенциальным рискам процессов глобализации в отношении самобытности.
– Уже дважды жители планеты изъявили горячее желание воздать должное Великой культуре Кочевой Цивилизации, её достижениям! Вторые Всемирные игры кочевников, прошедшие в прошлом году в Кыргызстане на побережье высокогорного озера Иссык-Куль, стали самыми крупными за последнее десятилетие. Чем побережье Каспийского моря хуже для проведения такого масштабного мероприятия. Как говорит в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Н. А. Назарбаев: патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому можно наш проект по созданию социокультурного парка «НОМАДЫ» реализовать в рамкахпрограммы «Туған жер».Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее, – размышляет Эльданиз.
В рамках данного проекта он задумал очень интересные направления воссоздания и развития ремесленничества. К примеру, на территории социопарка планируется организовать кружковую работу, где можно заниматься изготовлением сёдел и конской сбруи, кожевенным делом. Гончары научат своему искусству, а кузнецы-ювелиры тонкостям и премудростям изготовления ювелирных изделий. Распространенными видами казахского народного искусства являются резьба по дереву, камню и кости. К древнейшим памятникам резьбы по камню относятся наскальные рисунки. Именно такому искусству могут научить профессионалы, которых планирует собрать под единой крышей социокультурного парка Эльданиз.
В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока – их древнее достояние, связанное с подвижным скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застилали им пол, утепляли стену. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды, войлочные плащи, войлочные шляпы, войлочные чулки, подстилки, потники, боковые для седла и другие изделия.
– В рамках нашего проекта можно на одной территории собрать всех умельцев народно-декоративного, ремесленного творчества. Здесь же профессионалы своего мастерства могут давать мастер-классы для желающих, в том числе и туристов, на постоянной основе вести кружковую работу. А лучшие работы можно в виде сувениров выставлять на продажу, – рассказывает о своих планах-мечтах Эльданиз.
Стоит отметить, что в его задумках наладить работу школы туриста-кочевника. Шедевром прикладного искусства казахского народа является казахская юрта. И Эльданиз предлагает в данной школе обучать искусству собирать жилище кочевника – юрту.
У каждого народа есть свой неповторимый облик, который включает в себя многое: прежде всего это язык, искусство – поэзия и музыка, танец, это своя народная философия, мировоззрение, своя манера воспринимать и отражать жизнь, прикладное искусство. Сюда можно отнести даже традиции гостеприимства, приготовления и приема пищи, шитья одежды и так далее. Все это и есть нематериальное культурное наследие.
Главное отличие от наследия материального в том, что его зачастую нельзя потрогать руками, передается оно не по книжкам, а «из уст в уста», от старших к младшим. В социокультурном парке «НОМАДЫ» Эльданиз предлагает создать кружки, где можно изучать искусство айтыса – вокал, народные инструменты, а также организовать работу театра, где будут ставиться не только национальные постановки, но и изучаться национальные традиции, национальный костюм и т.д.
– Есть традиции, которые не уходят даже тогда, когда кардинально изменяются социальные условия. Я имею в виду национальную еду. Мы ни за что не откажемся от своих традиций, которые, кстати, нравятся и представителям других национальностей. Поэтому предлагаю организовать кафе «Национальная кухня», где будут готовить и угощать желающих традиционными национальными блюдами, но и демонстрировать традиции гостеприимства и уважения к гостям. Предлагаем наладить работу молочного цеха, где будут изготовлять шубат, кумыс, курт и тут же угощать всех желающих. То есть это тоже одно из направлений привлечения туристов, – говорит Эльданиз.
В своем проекте он также предлагает создать школу сарбазов. Как рассказывает Эльданиз, показывая свои знания в истории, каждый кочевник (казах) был воином и поэтому с малых лет обучался военному искусству. Когда мальчику исполнялось три-четыре года, седлали коня и ребенка обучали верховой езде. Одно из главных достоинств воина-кочевника – меткость при стрельбе из лука. Поэтому, разрабатывая свой проект, Эльданиз решил уделить внимание и данному направлению, а именно: обучению стрельбе из лука, владению оружием кочевника – мечом, секирой, булавой, боласом, копьем. Соответственно такую работу будут вести профессионалы и для этого будет создана соответствующая площадка.
Темы этноспорта и календарных праздников казахского народа сегодня приобретают актуальность на планетарном уровне, так как затрагивают взаимоотношения человека и природы. В Казахстане принят закон о национальных видах спорта и создана Ассоциация национальных видов спорта, культивирующая традиционные народные состязания: беркутчи (охота с помощью беркутов), аламан-байга аркан-тарту, ат-омырауластыру, аударыспак, жамбы ату, жорға-жарыс, кокпар, кумис-алу, кунан-байга, кыз-куу, саис и другие конноспортивные игры, логическая игра тогызкумалак, национальные виды борьбы жекпе-жек и казахша курес. В Казахстане создано «казахское охотничье многоборье», куда входит наряду со стрельбой из лука и арбалета, метание дрота (жыда – у казахов, сулица – у русских, джерид – у турков), пришедшие к нам из глубины веков от наших предков, которые применяли их не только на охоте, но и в бою на войне.
Эльданиз предлагает все это реализовать в рамках создания социокультурного парка «НОМАДЫ», что позволит осуществить преемственность, воспроизводство достижений духовной народной культуры в новых поколениях, объединить представление о действительной эволюции культуры, о ее многообразных национальных формах, одним из которых являлись физическая культура, физическое воспитание и спорт. Отсюда следует, что казахские народные игры и состязания, в том числе боевые искусства кочевников, которые являются великим наследием кочевников, способны стать одной из реальных основ возрождения и развития современной национально-ориентированной педагогической системы физического воспитания, опирающейся на подлинно народные традиции и опыт.
Еще одной интересной задумкой Эльданиза является размещение на территории социокультурного парка мини-зоопарка, где жители области и гости смогут познакомиться не только с домашними представителями фауны – верблюдами, коровами, овцами, козами, но и степными – сайгой, лисой, волком, сурком, совой, зайцем, черепахой, змеей и т.д.
Отдельная территория необходима для тренировок с ловчими птицами и охотничьими собаками. Соответственно для их содержания необходимы павильоны.
Для желающих обучиться картингу, тоже предусмотрена в проекте соответствующая территория, где можно попробовать себя в роли гонщика на простейших гоночных автомобилях без кузова.
Для маленьких гостей социокультурного парка «НОМАДЫ» тоже предусмотрена соответствующая территории «Алтыбакан», так ее назвал Эльданиз.
Отдельная территория будет отдан для любителей граффити. Для тех, кто занимается тимбилдингом, будет выделена площадка для тренингов по построению команды.
Любителей культурного отдыха будет манить своими музыкальными мелодиями летняя эстрада.
На отдельной площадке для массовых постановочных акций будут проводиться флешмобы.
Конечно же, будет создана площадка со специальным покрытием и разметкой для игры в асыки.
Также Эльданиз предлагает создать музей восковых фигур, где будут выставлены на обозрение костюмы кочевников, портреты или мини-версия «Золотого человека», Атиллы, Чингисхана, казахских ханов, Ходжа Ахмета Ясауи, Махмуд Хайдара Дулати и т.д.
И еще один музей предлагает разместить на территории социокультурного парка – музей археологии под открытым небом.
Конечно же, в структуру парка должно входить и кружки по обучению подводному плаванию со специальным снаряжением, и безусловно, яхтклуб.
Эльданиз предлагает также организовать кружковую работу по изучению археологии и краеведения, наладить экологический и исторический туризм.
На территории социокультурного парка «НОМАДЫ» Эльданиз также задумал организовать работу мини-гостиничного комплекса.
По задумке Эльданиза администрацией парка могут быть молодежные фракции «Жас Отан», Жас Улан, молодежные лидеры и активисты города и области.
И возможно, при осуществлении данного проекта когда-нибудь мангистауская земля сможет организовать у себя Всемирные игры кочевников.
P.S. Стоит отметить, что Эльданиз Гусейнов и его коллеги по разработке этого интересного и значимого не только для нашего региона проекта обращались с целью презентовать и получить хоть какую-то поддержку к заместителю акима области Бану Нургазиевой, которая отписала письмо руководителю областного управления образования, а оттуда оно поступило в городской отдел образования и пришлок директору школы №1. Получается как в известном мультфильме «Цветик-семицветик» – письмо по кругу вернулось туда, откуда ушло. Встреча так и не состоялась. Более того, о проекте ребята рассказал ина областном форуме по развитию туризма, где присутствовали представители областного управления туризма и городского отдела, ну и тут данная идея не вызвала интереса.
Ребята вместе со своим педагогом обратились в областной общественный совет, где их выслушали да и только.
Потом они решили свой проект презентовать в областном молодежном ресурсном центре. И здесь их ждала та же история – очень интересно и все.
Между тем, 25-26 февраля 2017 года ребята выступили со своим проектом на II международной научно-практической конференции школьников и студентов «Казахстан – Россия: наука без границ». Среди 45-ти работ 3 набрали максимальный балл – 60 баллов, в том числе и проект «Социокультурный парк «НОМАДЫ» набрал 60 баллов и получил 1-ое место.
Вот так у нас поддерживают великолепные идеи молодых и креативных ребят, которые стремятся сделать нашу страну самой известной во всем мире.
Еще сообщим, что Эльданиз Гусейнов и Никита Супугазиев разработали не менее интересный проект «Алтынгазган: культы и ритуалы древних племен Мангистау», который, по мнению директора ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник» Н. Кульбаева позволит привлечь молодых энтузиастов-археологов к изучению истории нашего самобытного региона, возможностей туризма и развития соответствующей инфраструктуры.