В арт-галерее «Өнер» ценителей прекрасного приятно удивит открывшаяся выставка картин известного мангистауского художника Булата Бакибаева под названием «Старое и новое».
В арт-галерее «Өнер» представлено свыше сорока работ Булата Бакибаева, написанных им в разные годы творческой деятельности, поэтому, по словам художника, выставка и называется «Старое и новое».
– Новое – это всегда хорошо забытое старое. Думаю, что посмотрев мои старые работы, сравнив их с новыми, посетители почувствуют разницу в мировосприятии и мироощущении автора картин на разных этапах его жизни. Для меня каждая работа – отдельная, одетая в холст, песня. По своим картинам я сейчас могу проследить свою жизнь, душевные порывы, творческие метания. Наурыз – праздник обновления природы, время, когда каждый человек, подводя итоги прошедшего года, с чистыми помыслами и верой в будущее вступает в новый год. Поэтому в преддверии Наурыза, этого светлого любимого и долгожданного всеми праздника, я родному городу через свои картины хотел подарить своего рода позитивный энергетический заряд. Насколько это у меня получилось, судить только посетителям выставки, – сказал Булат Бакибаев.
Как известно, персональная выставка – всегда яркое и важное событие в жизни художника. Для известного мангистауского художника Булата Бакибаева это уже третья его выставка в родном городе Актау. Ценители искусства, которые следят за творчеством молодого талантливого художника, отмечают, что художник в искусстве идет своей дорогой, каждый раз открывая для себя новые жанры и темы, привнося в них своеобразную трактовку мировосприятия, нашедшую отражение в его работах. Поэтому то, что в творчестве Булата Бакибаева помимо пейзажей, натюрмортов, картин на философскую и национальную тематику появилось новое для него направление – символизм, несущий много скрытой в себе информации, был с одной стороны ожидаемым явлением, с другой – непредсказуемым. К примеру, картина «Подчинение», в которой художник раскрыл процесс возвышения человека над природой и подчинения ее себе, заставляет переосмыслить свое назначение в этом мире, расставляя на определенном этапе жизненно важные приоритеты.
– Я только сейчас осознаю, насколько это важно постоянно работать над собой. Только тогда человек сможет победить в себе все то, что мешает ему двигаться вперед, – считает художник.
Как бы продолжают эту мысль художника его философские картины «Пробуждение», «Озарение», «Дозорный», «Изгой», «Материнство», каждая из которых, прежде всего, пронзительная история человеческой жизни и судьбы, переоценки ценностей, глубокого переосмысления своего жизненного предназначения.
Особое место в творчестве Булата Бакибаева занимает национальная тематика. К примеру, в картинах «Мурагер», «Батыр», «Водопой», «Сырласу», «Бекет ата», «Только вперед», в которых весьма органично представлены как материальная, так и духовная культура казахского народа, переплетающиеся с детскими воспоминаниями художника, красной нитью проходит мысль о том, что культура в стране должна априори быть духовным стержнем народа и связующей поколения нитью. Только тогда мы можем говорить о своей стране как о цивилизованном государстве.
Очень интересна история создания картины «Только вперед», на которой взрослая женщина ведет под уздцы двух огромных верблюдов. Рядом с ней маленький мальчик, который еле успевает за женщиной и все время испуганно оглядывается назад, на верблюдов.
– На этой картине я изобразил одно из своих детских воспоминаний. В детстве я на лето уезжал к бабушке в аул. У нее в хозяйстве было два верблюда – один одногорбый, другой – двугорбый. Я их жутко боялся. Для меня, маленького шестилетнего мальчика, они казались сказочными великанами. Однажды моя бабушка, видимо, решив, что я должен перебороть свой страх, предложила мне взять верблюда под уздцы. Я решил попробовать. Не успел я приблизиться к верблюдам, как один из них, нагнувшись к моей голове, потянул меня за волосы. Представляете, что было со мной? Но бабушка его отогнала, и мы продолжили свой путь. Вообще, в образе женщины на этой картине я совместил двух своих бабушек – по материнской и отцовской линии. Они были разные по характеру. Бабушка по линии мамы – мягкая, спокойная, а бабушка по отцовской линии – прямая, целеустремленная, не останавливающаяся ни перед какими трудностями. Но их объединяла одна общая черта – духовный стержень, который помогал им выдержать все нелегкие испытания их времени, и которого, к сожалению, на мой взгляд, так не хватает нам, нынешнему поколению, – считает художник.Неотъемлемой частью творчества художника является детская тематика.
– Детская тема особая для меня, поэтому я всегда к ней возвращаюсь. Это, и мои яркие детские воспоминания, и мое счастливое отцовство. У меня подрастают два сына, и я могу с гордостью сказать, что они – мои самые лучшие творения, – говорит художник.
Старший сын, 16-летний Нурбек учится в 10 классе в специализированной школе для одаренных детей «Дарын», а младший, 12-летний Амирхан – в пятом классе в школе-гимназии. Несмотря на то, что дети проявляют интерес к гуманитарным наукам, их отец считает, что было бы неплохо, если в будущем для себя они выберут технические специальности.
– Я уже с детства знал, кем я буду, и поэтому передо мной проблема выбора будущей профессии не стояла. Но я бы не хотел, чтобы мои дети пошли по моим стопам. Художник – это призвание и даже при наличии таланта это – тяжелейший труд, тем более, что на становление будущего художника и на все его творчество в дальнейшем влияет множество факторов, – говорит Булат Бакибаев.
Действительно, сам Булат уже с пяти лет знал, кем он будет, вспоминает его мама, Сауле Тасбулатова. С четырех лет он не выпускал из рук карандаш и всех, кто заходил к ним в гости, просил нарисовать антилопу.
– Уже в этом возрасте, смотря мультфильмы по телевизору, он делал свои зарисовки персонажей из мультиков. И что интересно, старался, насколько это было возможно в его возрасте, изобразить их не в статике, а в динамике. Когда ему исполнилось пять лет, я стала водить его на кружок изобразительного искусства в Дом пионеров, затем была школа искусств, участие в различных конкурсах, – вспоминает Сауле-апай.
Мама Булата Бакибаева, педагог, на протяжении 30 лет она обучает студентов – будущих нефтяников. Поэтому, когда ее сын окончил школу, она предложила ему выбрать в начале 90-х годов перспективную и востребованную тогда для мангистауского региона профессию нефтяника. Но Булат уехал в Алматы и поступил на художественно-графический факультет КазНПУ им. Абая. После окончания университета молодой художник вернулся на родную землю и с 1995 года преподает в Мангистауском областном колледже искусств. За 20 лет работы он выпустил огромное количество талантливых художников, в числе которых Гаухар Сабыртаева, Марта Куталиева, Бахытжан Кулбаев, которые сейчас работают в своих студиях и галереях, воспитывают подрастающее поколение юных художников.
И, несмотря на то, что персональная выставка – это своеобразный отчет за определенный промежуток времени, художник на вопрос, каковы его дальнейшие планы отвечает, что сейчас планов не строит.
– В молодости мы все строим планы. А с возрастом подходишь к той черте, когда основной целью становится работа как процесс самосовершенствования, осознания себя самого. Поэтому для меня сейчас главное – работать, не останавливаться, не замирать, находить новые творческие стимулы для работы и вносить свой посильный вклад в наше общее дело – самоопределение казахстанской нации, – говорит Булат Бакибаев.