В Министерстве внутренних дел РК объяснили новые правила регистрации граждан. Так, с 7 января казахстанцам грозят штрафы за отсутствие временной регистрации. Примечательно, что штрафы будут выписываться как самим арендодателям, так и квартирантам.
По словам заместителя начальника департамента миграционной полиции МВД РК Галины Сарсеновой, основной задачей обязательной регистрации является мониторинг процессов внутренней миграции и определение потенциала населенного пункта при разработке государственных и региональных программ. Об этом она заявила на брифинге в СЦК.
«Основной задачей обязательной регистрации является мониторинг процессов внутренней миграции, учет количества проживающих граждан для определения потенциала развития каждого населенного пункта при разработке государственных и региональных программ развития территории. На основании этих расчетов планируется создание рабочих мест, строительство школ, больниц, развитие инженерно-технической инфраструктуры», – сказала Г.Сарсенова.
Кроме того, по ее словам, действующее законодательство уже предусматривает обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства. Вместе с тем отсутствует обязанность владельцев жилья обеспечить регистрацию проживающих у них лиц. Поправки устраняют пробел в законодательстве, отметила Г.Сарсенова.
«При этом вводится административная ответственность хозяев за проживание граждан в принадлежащем им жилье без регистрации (статья 493 части 5, 6). Такой подход, полагаем, позволит не только решить проблемы «резиновых квартир», но и снимет проблему проживания без регистрации. Одновременно с трех до одного месяца сокращается срок проживания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение. Место регистрации гражданина является его юридическим адресом, по которому ведется налоговый, воинский и другие виды учетов», – продолжила она.
По информации представителя миграционной полиции, сведения о регистрации из информационной системы МВД в режиме реального времени поступают в государственную базу данных «Физические лица» (администратор – МЮ), доступ к которой имеют 15 государственных органов. Это дает возможность получения актуальной информации о месте жительства граждан. Наличие этих сведений в электронной базе данных также освобождает граждан от необходимости сбора и предоставления справок при получении государственных услуг.
Так, сведения о регистрации используются подразделениями минобороны для воинского учета, ЦИК для составления списков избирателей по округам, МЗСР при обращении в органы здравоохранения, выплате социальных пособий и других выплат, МЮ при регистрации актов гражданского состояния, недвижимости и др., МНЭ для учетов органов статистики, МФ для налогового учета, МОН при распределении мест в организации дошкольного, среднего образования, другим вопросам, сведения о регистрации лиц используются также в других сферах государственными органами и организациями.
«Необходимо отметить, что институт регистрации не ограничивает права на свободное передвижение и соответствует международной практике. В той или иной форме учет населения ведется в большинстве государств, так как от этого зависит планирование экономической и социальной политики», – считает заместитель начальника департамента миграционной полиции.
Регистрация граждан по месту их постоянного жительства либо временного пребывания осуществляется органами внутренних дел в ЦОНах в автоматизированном режиме в момент обращения (график приема граждан в ЦОНах: с понедельника по пятницу – с 9:00 до 18:30, без обеденного перерыва, в субботу с 9:00 до 13:00).
Для регистрации необходимы следующие документы: согласие владельца жилья, его удостоверение личности (личное присутствие обязательно), удостоверение личности регистрируемого и квитанция об уплате госпошлины за регистрацию по месту жительства в размере 226,9 тенге.
Более того, по новым удостоверениям личности с "чипами" производится только перезапись юридического адреса без замены самого удостоверения личности.
Вместе с тем зарегистрироваться граждане могут не только в ЦОНах, но и посредством портала электронного правительства, оформив электронный запрос и заверив его своей электронной цифровой подписью, оплатив госпошлину через платежный шлюз электронного правительства.
«Также хотелось бы отметить, что регистрация гражданина в жилом помещении не определяет право претендовать на жилище и не является основанием для приобретения права собственности. Заключая определенные сделки (например, договор аренды), собственники могут передать временному жильцу право владения и пользования жильем. Однако такие права не влекут возникновения права собственности у арендатора, если только договор аренды не предполагал перехода недвижимости в его собственность. Полагаем, что предусмотренные данным законом поправки позволят усилить контроль за внутренней миграцией и повысить эффективность деятельности органов внутренних дел по регулированию миграционных процессов», – заключили в ведомстве.