Председатель ПКСК «Бакыт» Ердос Алмырза собирается судиться с монополистом ТОО «МАЭК-Казатомпром».
Пресловутая «дельта», то есть общедомовые расходы на потребленные энерго- и водные ресурсы, преследует жителей Актау уже более десяти лет. И за весь этот период председатели ПКСК и руководство МАЭК никак не придут к согласию, а страдают жители. Напомним, что дельтой на МАЭК обозвали разницу между общедомовым счетчиком и индивидуальными приборами учета.
В конце 90-х жители Актау стали покупать индивидуальные приборы учета, потому что поняли – МАЭК просит за свои услуги слишком много. Рассчитываться по приборам гораздо выгоднее, чем платить по выставленным счетам, взятым монополистом с потолка.
Но на МАЭКе тоже быстро поняли, что счетчики несут убытки для монополиста, и появилась дельта. Жителям стали добавлять счета за энергоресурсы и воду, которых они не потребляли. Это вызвало огромное недовольство жителей города.
В 2012 году Глава государства Н.А. Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», направленный на создание целостной правовой базы в сфере энергосбережения, а также формирование национальной инфраструктуры в сфере энергосбережения для обеспечения перехода экономики на энергоэффективное развитие.
В этом же году в Актау на всех уровнях проходили совещания и круглые столы, в ходе которых обсуждалось взаимодействие расчетного центра (РКЦ), ПКСК и самого МАЭКа. При этом представители МАЭКа говорили, что дельту можно оплачивать двумя путями. Первый путь – счета выставляются индивидуально жителям. Второй путь – дельту оплачивает ПКСК после проверки приборов учета.
– ПКСК 26 микрорайона выбрали второй путь, – говорит Ердос Алмырза, председатель ПКСК «Бакыт». – И опять это стало выгодно жителям, потому что ПКСК установили свои приборы
учета на общедомовые нужды. В некоторых домах в подъездах установили датчики движения. Свет в подъездах загорался только если в помещение заходил человек. Расходы сократились вдвое.
По словам Ердоса Алмырзы, для того, чтобы самим платить дельту, с монополистом пришлось судиться. Только после суда удалось подписать с МАЭКом договор.
Жители были довольны, но счастье было недолгим.
В этом году общедомовые расходы по электроэнергии ТОО «МАЭК-Казатомпром» стало снова взымать напрямую с жителей 26 микрорайона.
– ТОО «МАЭК-Казатомпром» нарушает договор, подписанный с ПКСК «Бакыт», о порядке оплаты электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды, – заявил Ердос Алмырза. –
Есть договор, заключенный 1 февраля 2012 года между ПКСК «Бакыт» и ТОО «МАЭК-Казатомпром», об оплате кооперативом расходов на общедомовые нужды. Монополист, не расторгая договор, не поставив в известность вторую сторону, выставляет счета жителям 26 микрорайона, – говорит председатель ПКСК «Бакыт».
– В данный момент разница между показаниями общедомовых приборов и суммарными показаниями электросчетчиков всех жильцов дома, то есть «дельта», недостоверна. Сюда включают все технологические потери, кто-то ворует, у кого-то нет счетчиков, кто-то из жителей вообще не сдает показаний, где-то перегрелись провода. На некоторых общедомовых счетчиках «сидят» светофоры, фактически уходит 2-3 тысячи кВт. Неизвестно, какие магазины запитаны от дома. В некоторых домах общедомовые счетчики вообще украдены, а МАЭК, в свою очередь, выставляет несуществующие показатели. И эту разницу со всеми потерями они выставляют жителям. Факты есть, что учет ведется недобросовестно. Конечно, это выгодно МАЭКу, и к концу года будут миллиардные суммы, которые они и взыщут с жителей, – поясняет Ердос Алмырза. Специалисты ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» разрабатывают образец претензии в адрес ТОО «МАЭК-Казатомпром».
Жители Актау, наверное, помнят общегородскую кампанию, затеянную «МАЭК-Казатомпром», когда нам приходилось снимать свои установленные еще в СССР, счетчики и нести их на
государственную поверку. При этом оплачивать распломбирование и обратное опломбирование приборов учета.
А что в плане госповерки делает сам МАЭК? Ердос Алмырза считает, что ничего не делает. Электросети в домах требуют капитального ремонта. Слабые контакты в электросетях ведут к нагреванию проводки. Установленные еще на заре становления города трансформаторы тока не госповерены и не опломбированы. К домовым сетям подключены магазины и светофоры. А это все общедомовые расходы, и все это потом отражается в жировках жителей.
– Хищение электроэнергии так же отражается в жировках. А МАЭК хищениями заниматься даже не собирается, – говорит Ердос Алмырза.
Ердос Алмырза считает действия МАЭК, мягко говоря, незаконными. Весы на рынке должны быть у продавца и, весы эти должны быть точными. Никаких погрешностей, иначе это называется мошенничеством. Поэтому председатель ПКСК «Бакыт» собирается обратиться в прокуратуру, а если это не поможет, то – в суд. Хотя опыт судебных тяжб с МАЭКом у Ердоса Алмырзы имеется, и он знает, что с монополистом судиться сложно.
По словам председателя ПКСК, судьи не очень разбираются в электротехнике и сантехнике. А эксперты практически все «ходят» под МАЭКом, так же как и свидетели. В подтверждение своих слов Ердос Алмырза привел историю одной из судебных тяжб.
В нескольких домах 26 микрорайона не было тепла. ПКСК требовало от МАЭКа увеличить сечение трубы. Но не добились своего.
На суд Ердос пригласил свидетелей. Но по просьбе адвокатов, представлявших сторону МАЭКа, заседание все время откладывали. В итоге свидетели со стороны ПКСК перестали ходить на судебные заседания.
– Но в нужное время с МАЭКа приехал целый автобус с их сотрудниками, которые заявили, что у них в домах тепло, – рассказал председатель ПКСК «Бакыт». – Когда я у них спрашивал: «почему они обманывают судью», то мне отвечали: «мы не хотим терять работу».
По словам Ердоса Алмырзы, МАЭК ведет себя не корректно и не совсем законно.
Никар Рафикова, президент ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» в своих высказываниях более резка, чем председатель ПКСК «Бакыт».
– Я считаю действия монополиста преступлением, – говорит Никар Маликовна. – Потому, что не доказаны объемы потребления. Для того чтобы утверждать, что дом потребил указанное количество, это должно быть установлено приборами учета. А показания с приборов учета, которые стоят в домах, работники МАЭКа снимают в одну дату, жители, в свою очередь, в другую. Чтобы свести всю эту арифметику, нужно, чтобы все снимали в один час и в один день. А то, что предъявляет монополист, фактически не соответствует действительности. Закон предписывает, чтобы потребители оплачивали использованную электроэнергию, а им приписывают то, что они не получали. Монополист должен предъявляемое обосновывать, – говорит президент ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей».
– На днях к нам обратился Владимир Мельник, непосредственно занимающийся данным вопросом по 12 дому 7 микрорайона. Он запросил у МАЭКа данные за 20 мая и на 23 июня, и сравнил их с показаниями общедомового прибора учета за эти же числа. Разница составила 468 кВт/час. Это как понимать? Если монополист заявил дополнительные объемы, надо доказать, что их потребили. А работники МАЭКа просто идут по пути наименьшего сопротивления, чтобы получить большую оплату, и ставят нам корректировки, – говорит Никар Рафикова.
Никар Маликовна считает, что следует провести анализ методики снятия предъявляемых жильцами объемов, запросить показания общедомовых приборов учета, дату снятия показаний.