«Вопрос продажи государственных земель иностранным гражданам не стоит и не обсуждается.
Все спекуляции на эту тему беспочвенны. Провокаторы должны быть разоблачены и понести наказание в соответствии с законами страны»
(Н.Назарбаев – Выступление на XXIV сессии АНК: «Независимость. Согласие. Нация единого будущего»).
В последнее время очень остро обсуждаются вопросы земельных отношений. Совсем недавно в Казахстане разработали новый законопроект, согласно которому неиспользуемые земли можно приобрести в собственность. Продаваться земли будут только гражданам Казахстана. Но иностранцам земли сельхозугодий будут предоставляться в аренду, то есть на время и за определенную плату. Об этом говорилось на протяжении всего времени подготовки новой версии земельного кодекса. Однако вопросов у жителей Казахстана сейчас возникает очень много. Часть из них мы решили переадресовать экс-депутату Мажилиса Парламента РК Айгуль Соловьевой, которая побывала с рабочим визитом в Актау.
– Добрый день, Айгуль Сагадибековна. Какие именно земли будут сдавать в аренду иностранцам? (Чистое поле, леса, горы?)
– В первую очередь задача государства поднять экономический потенциал нашей страны, и для этого будет отдаваться любая земля, к которой проявит интерес инвестор. Это и сельхозугодия, это, возможно, земли для развития туризма, или какие-то другие земли, которые, в общем, предназначены для того, чтобы повлиять на экономический подъем в стране. Чтобы инвестор пришел в Казахстан и вложил свои деньги, поскольку это касается иностранных инвестиций.
– Смогут ли иностранцы, которые прожили на арендуемой земле (допустим 10 лет), взяв потом гражданство Республики Казахстан, купить эту землю?
– Если по закону такая возможность есть и он станет гражданином Казахстана, то он ничем не отличается от другого казахстанца. То есть это уже статус гражданина Казахстана. Он становится казахстанцем, поэтому он будет обладать всеми правами и возможностями, которые имеют наши граждане. Он должен говорить на нашем языке, понимать наш менталитет. Но я думаю, что по гражданству это отдельный закон, он не столько связан с землей, а с тем, кто приобретает эту землю. Поэтому очень важно обществу разделять вопрос миграции, гражданства и отдельно земель, которые предоставляются на продажу или сдаются в аренду.
– Почему 10 соток земли, которые по Конституции имеет право получить каждый гражданин РК, очень тяжело получить? Люди годами стоят в очереди. В чем проблема? Какие есть препятствия?
– На мой взгляд, препятствия они очевидны и каждый, кто испытывал эти хождения по мукам, это знает. Но в принципе при огромной территории, которую мы имеем (девятую территорию в мире), у нас земель, пригодных для проживания и рационального их использования, очень мало, поэтому в этом плане и создается ее дефицит. Кроме того, у нас сейчас приняты стратегические планы по развитию индустриально-инновационного развития, у нас есть специально-экономические зоны, деятельность которых направлена на развитие экономического потенциала. Кроме того, у нас есть градостроительство, поэтому с этими десятью сотками, по-видимому на заре нашей независимости, не совсем рассчитали те возможности. Никто не хочет брать десять соток там, где предлагают, где нет никаких коммуникаций, нет никаких возможностей для того, чтобы организовать бизнес или построить дом. Поэтому я думаю, что это должна быть очень продуманная акция для того, чтобы граждане могли беспрепятственно получать положенные по Конституции земли.
– Начата ли продажа земель на сегодня? Если да, то, сколько уже продано?
– В первую очередь, та норма, по которой сейчас идут очень большие дискуссии, определенные волнения и опасения, вызванные среди граждан, она вообще существует, по-моему, с 2003 года. И раньше этот вопрос так остро не стоял. Сейчас инвесторы говорят о том, что для того чтобы как следует вложиться, привести и внедрить технологии, произвести (вырастить) высококачественную продукцию, нужно время окупаемости. Поэтому я знаю, что в Парламенте рассматривался вопрос, чтобы эту норму продлить до 25 лет. Это исходит из требования: тот, кто к нам с деньгами придет он не хочет вкладывать в проекты, если они по срокам определены только на десять лет. Сколько земель отдали в аренду, достаточно ли отдали? У нас многие земли были арендованы, там велось хозяйство, кто-то выпускал какую-то продукцию. Что-то я конкретно не могу сказать, но с другой стороны те земли, о которых сейчас идет речь, они только подготовлены для того, чтобы на них что-то производить, или отдать в аренду, или продать собственникам – нашим гражданам Казахстана, в первую очередь. Почему низкая цена у этой земли? Да для того, чтобы наши граждане имели доступ к этой земле. Но с другой стороны вы знаете, надо исходить из фактов. А факты таковы, что у нас вот столько лет (25 лет независимости), не было будем говорить этих норм. И земля почему-то стала деградировать. И факт говорит о том, что наши плодородные земли постепенно переходят в непригодные для ведения сельского хозяйства, то есть сужается круг и поле вот этих самых плодородных земель. Ну, если это было в течение 25 лет, что мешало людям, которым дали на сто лет земли в аренду, плодотворно их использовать? Они же их не использовали, они сделали их целью перепродажи и перекупки. И их хранили, а они из-за этого деградировали. Если землей не пользоваться, вернее не работать на ней, то она в принципе деградирует, поэтому земельный кодекс, его основа концептуальная, она заключается в том, чтобы рационально использовать земли. Нужно обращать внимание на те нормы, которые указывают на то, что если частник купил землю и в течение 25 лет не использовал, и она у него деградирует, то ее просто изымают. Мы подняли налоги на землю, штрафы за нерациональное использование земли. Казахстанское законодательство движется в направлении, которое является адекватным нашему экономическому развитию. А нам сейчас нужно поднимать сельское хозяйство. У нас земли, которыми мы можем накормить полмира. И мы должны это использовать, как потенциал.
– Будут ли выставляться иностранцам какие-нибудь условия по содержанию земель в аренде?
– Вы знаете, недавно принята норма выдачи в аренду земель на 25 лет. То, что была норма в десять лет, там были определенные требования. Но возможно эти требования надо более конкретизировать, сделать внятными, внести туда нормы о том, что нельзя эти земли удобрениями поливать, которые завтра еще к большей деградации приведут. Потому что вы знаете, у нас страна, в которой достаточно много юристов. Мы даже не знаем, куда их устроить на работу. И есть такая проблема, когда они не могут трудоустроиться. Но надо составить эти требования и договора таким образом, чтобы никто не мог использовать неграмотно и нерационально, и неправильно эту землю. Одно дело просто сказать – это не правильно, другое дело – это когда нужно власти с народом обсуждать эту тему, может разъяснять, может правильно сформулировать. Если норма сейчас только внесена сроком аренды на 25 лет, то там грамотно нужно и правильно расписать все требования, которые будут предъявляться. И здесь, мне кажется, нужно вынести на всеобщее обсуждение с людьми, проводить слушания, которые будут общественными, где все желающие могут высказать свои позиции. Когда люди разберутся и поймут это все, то я не думаю, что они будут врагами своей земле, которая действительно и кровью, и потом добыта, поэтому ее просто так никто не позволит раздавать и закон в том числе. Я вот читала где-то в социальных сетях о том, что это как в Израиле и Палестине. Но наше законодательство это предусмотрело. Мы с одного района, не можем присоединить землю добровольно к другому. Как мы можем отсоединить землю так, чтобы она стала вообще собственностью другого государства. Но здесь нужно очень грамотно работать, потому что наши соседи, которые в основном проявляют интерес к нашим землям, они недостаточно, на мой взгляд, развиты. Да и мы сами, в общем-то. Нам еще нужно доращивать качество для того, чтобы мы понимали, что такое цивилизация. И что такое цивилизованное отношение к земле и, как эти отношения должны реализоваться. Тогда этот вопрос не будет так остро стоять, как он сейчас в обществе стоит.
– Спасибо за разъяснения.