Этот принцип был главным в жизни замечательного человека – Сайына Надировича Шапагатова, в день 75-летия которого его светлый образ вспоминала общественность не только региона, но республики.
О Сайыне Шапагатове, уроженце Мангистау, общественном деятеле конца прошлого столетия, пионере развития в стране демократического движения, вспоминали на вечере в честь его 75-летия в областном музыкально-драматическом театре. Собрались современники С. Шапагатова, его бывшие соратники, ученики, друзья, коллеги, которые поделились воспоминаниями об этой замечательной личности.
Сайын Шапагатов родился в 1940 году в ауле Тельман (ныне село Сайына Шапагатова) в семье школьного учителя. Отец Сайына – Надир Шапагатов был человеком образованным, интеллигентным. Его переводили по работе сначала в Форт-Шевченко, потом в Гурьев. И соответственно, Сайын учился вначале в Форту, а заканчивал школу уже в Гурьеве. Надир Шапагатов целенаправленно воспитывал сына, формировал в нем лучшие качества – целеустремленность, тягу к знаниям, порядочность, отзывчивость, доброту, умение сопереживать, чувство коллективизма и т.д.
Успешно окончив школу, Сайын поступает в Казахский политехнический институт в Алматы. Здесь, в стенах института молодой человек привлекает внимание своей активной жизненной позицией, организаторским талантом. На каникулах едет на целину. Получив диплом горного инженера, молодой человек возвращается на Мангистау, начинает работать на производстве, а затем в партийной системе. Он обращает внимание на то, что социальные проблемы простых трудящихся решаются не на должном уровне, хромает идеологическая составляющая будней партийной работы... Сайын чувствовал, что нужны реформы, кардинальные изменения. Как мы помним из истории, 80-ые годы прошлого столетия, так называемые годы застоя, были вызваны предательством верхушки власти, их нежеланием слышать чаяния простого народа, равнодушием и безразличием к своей стране, народу. Предпосылками для организации демократического движения «Парасат» стал ряд скопившихся проблем, причем глобальных, в идеологии, экономике, социальной сфере. Общественно-политическая ситуация в СССР выглядела следующим образом. Период в жизни страны с середины 60-х до середины 80-х годов условно принято считать застоем. В эти годы Советский Союз начал утрачивать свои позиции лидера среди стран социалистического лагеря. В 70-е годы единственным реальным обладателем политической власти в стране была Коммунистическая партия. Коммунистическая партия опиралась на силы МВД, КГБ и армии, подавляла любые признаки инакомыслия. И тогда одной из распространённых форм протеста стали диссидентство и бегство людей за рубеж.
После неудавшихся экономических реформ 60-х годов, проводившихся без демократизации политической сферы, развитие общества стало замедляться. Схематизм в методах управления обществом прежде всего проявлялся в проводимых партией съездах и принимаемых на них решениях.
В принятой в 1977 году Конституции СССР развитый социализм был признан как закономерная ступень на пути к коммунизму. Прочно утвердилась марксистская теория об «исчезновении государств», «слиянии наций» при коммунизме. Сталинская администрация использовала метод тотального уничтожения народов, и в продолжение взятого курса хрущёвско-брежневский аппарат решил сформировать новую общность – советский народ. В апреле 1978 г. в Казахстане была принята последняя советская конституция.
В период с 1960-го по 1986 годы первым секретарем компартии Казахстана и фактически руководителем республики был Динмухаммед Кунаев.
В 60-е годы Коммунистическая партия, опираясь на силовые министерства, стала проводить кадровую политику, которая ущемляла национальные интересы народов.
В это время стали зарождаться неофициальные организации, к примеру, казахская молодёжь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жас тулпар», стараясь способствовать росту национального самосознания молодёжи. Идейным вдохновителем и руководителем организации «Жас тулпар» был Мурат Ауэзов. Коммунистическая партия ликвидировала эту организацию, но не смогла погасить национально-патриотические идеи казахов. В 1975 году была опубликована книга историко-лингвистического содержания известного казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я». В ней обосновывалось, что эпическое «Слово о полку Игореве» возникло на стыке славянского и тюркского этнических миров, что это отражение ценностей двух соседних культур. Под руководством главного идеолога того времени Михаила Суслова книга была изъята из продажи, библиотек, запрещено её новое издание.
Серьёзные проблемы наметились в экономике страны. На Пленуме ЦК KПCC в сентябре 1965 года отмечалось, что территориальный подход в управлении промышленностью оказался неэффективным, поэтому было решено создать отраслевые министерства. Предполагалась наибольшая самостоятельность предприятиям благодаря введению хозрасчёта, экономического стимулирования и материальной поддержки рабочих и служащих. Эти меры, названные новыми хозяйственными реформами, были закреплены в Законе «Об изменении органов управления промышленностью и перестройке некоторых органов государственною управления», принятом в 1965 году. Меры по улучшению технического обеспечения производства, проводившиеся в рамках реформ, способствовали рациональной организации труда. План внедрения новой техники и технического прогресса отслеживали на объектах промышленности и строительства специальные комиссии. Возродились общества изобретателей и рационализаторов. Но все начинания, направленные на улучшение положения в экономике, на деле не находили результативного продолжения. В 60-е годы на карте Казахстана растут новые города, это было связано с освоением полезных ископаемых. Форсированное строительство молодых городов осуществлялось без учёта специфических особенностей и национального колорита. Экономика республики продолжала развиваться в сырьевом направлении. В 70-е годы военно-промышленный комплекс, находясь в союзном подчинении, грубо нарушал нормы экологической безопасности, неэкономно использовал местные ресурсы.
Начиная с 50-х годов, Казахстан превратился в сплошную зону экологического бедствия. Огромный ущерб земле, фауне, флоре, здоровью людей Казахстана наносили ядерные испытания. В Семипалатинской области располагался крупнейший в мире ядерный полигон. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прозвучал первый ядерный взрыв. С 1949 по 1963 годы на Семипалатинском атомном полигоне было произведено в атмосфере 113 открытых ядерных взрывов. Стоимость одного взрыва 30 млн. рублей. Но только с 1962 года на Семипалатинской земле стали проводиться медицинские обследования людей, подвергшихся радиации. В августе 1991 года Семипалатинский полигон был закрыт.
Высыхание Аральского моря и возникновение зоны экологического бедствия и регионе стало возможным в результате неграмотного, преступного использования воды рек Сырдарьи и Амударьи.
В 70-е годы учреждения и общественные организации Казахстана, занимающиеся защитой окружающей среды, не финансировались и не поддерживались. Не экономичное использование природных ресурсов стало главной причиной обострения экологической ситуации в 70-е годы в крупных городах: Алма-Ате, Караганде, Темиртау, Джамбуле, Усть-Каменогорске и др.
К середине 80-х годов в Казахстане демографическая ситуация сложилась таким образом, что в городах сконцентрировались в основном представители некоренных национальностей, а коренное население жило, в основном, на селе. Только в двух областных центрах: Кзыл-Орде и Атырау преобладало коренное население. Доля рабочих среди представителей коренной национальности составляла лишь 20%. Система образования на казахском языке находилась в загоне.
В 70-80-е годы уровень жизни населения повышался, однако наметилось расслоение общества, и в целом уровень оставался намного ниже, чем в странах Запада.
И всю эту сложившуюся ситуацию, которую только сегодня начинаем выносить на суд истории, Сайын Шапагатов уже тогда знал наверняка. Как истинный патриот, Сайын не мог оставаться в стороне от назревших проблем, он пропускал все через свое сердце. После долгих исканий и раздумий он решился на то, чтобы организовать патриотическое общественное движение. И 1 июля 1989 года Сайын Шапагатов зарегистрировал общество «Парасат». Движение активно поддержало население, в него вливались и молодежь, и старшее поколение.
В своем выступлении известный общественный деятель, наш земляк Омирзак Озганбаев подчеркнул, что Сайын обладал самым настоящим бойцовским характером, ибо в те годы на такой шаг мог пойти лишь самый смелый и уверенный в своих силах человек.
– Смелость в характере человека порождается, прежде всего, высокой образованностью, интеллектом, мудростью. А Сайын Шапагатов был таким, – отметил в своем выступлении О. Озганбаев, работавший с общественным деятелем в Узеньском районном и Новоузеньском городском комитетах партии.
Замечательные слова о соратнике по общественно-политическому движению сказал гость из Актобе, известный общественно-политический деятель, врач-онколог, кавалер ордена «Құрмет» Изимгали Кобенов.
– Сайына Надировича отличал искренний, ненапускной патриотизм, он любил свой народ всем сердцем, всей сущностью. Я навсегда запомнил его основной принцип жизни, который он привнес в общественно-политическое движение – это умение прощать. Это, можно сказать, самая главная грань его стиля работы, это его школа, которой верны его последователи, – отметил выступающий.
Также своими воспоминаниями поделились знавшие Сайына Шапагатова не понаслышке, работавшие с ним бок о бок друзья, коллеги, соратники, поэты и писатели – Сабыр Адай, Акшагуль Рамазанова, Рахмет Лукманов,
Встреча получилась интересная, насыщенная. Особенно она была, наверное, полезной для молодежи, которой было много в зале. Главное, что вынесли участники встречи, – движение, во главе которого стоял Сайын Шапагатов, было своевременным, оно способствовало росту национального самосознания не только жителей области, но и всего западного региона страны, всего Казахстана.