В прошедшее воскресенье 25 октября концертный зал областной филармонии был заполнен до предела: здесь прошла встреча, посвященная 20-летию возвращения на историческую Родину наших соотечественников из Ирана – потомков коренных жителей Мангистау, в тридцатые годы прошлого столетия покинувших родную землю вследствие произвола большевиков.
Организатор мероприятия – Мангистауский областной филиал партии «Нұр Отан» – пригласил на встречу всех, кто оказался причастен к этой теме – представителей власти, организовывавших прием репатриантов из Ирана, занимавшихся вопросами их обустройства на местах, ученых-историков и краеведов, изучавших историю иранских казахов, самих оралманов, журналистов. На встречу также был приглашен консул Ирана в Актау Адиб Махмуд.
Встречу открыл заместитель акима области Ракимбек Амиржанов, подчеркнув важность принятого вскоре после обретения Независимости закона Республики Казахстан о возвращении на историческую Родину всех, в лихую годину покинувших родные места не по своей воле.
Есену Кумискали, долгие годы работавшему в системе государственной службы, довелось встречать самых первых оралманов из Ирана, прибывших на пароме через Каспий, о чем он и рассказал собравшимся.
Затем выступил один из первых возвратившихся в Казахстан соотечественников из Ирана, доктор филологических наук, профессор Ислам Жеменей. Он вспомнил то время, когда еще живы были аксакалы, родившиеся на Мангистау, чье отрочество и юность прошли в бескрайних степях.
– Часто они, собираясь на праздники, вспоминали родной Мангистау, исполняли на домбре жыры (назидательные песни) и, не стесняясь своих слез, плакали навзрыд. Мы были детьми, рожденными уже на чужбине. Но мы запомнили в глазах наших родителей щемящую тоску по отчей земле, и тоже мечтали увидеть, какая же она, эта земля отцов – Мангистау, – поделился он своими воспоминаниями с присутствующими.
Известный в регионе краевед, научный сотрудник Мангистауского областного краеведческого музея Отынши Кошбай был в составе делегации области, посетившей Иран с целью налаживания культурно-экономических связей. Тогда он собрал много воспоминаний аксакалов о периоде их жизни в Иране.
– В первые два года поселения в Иране, рассказывали старики, в семьях беженцев не родилось ни одного ребенка. Такова, видимо, была реакция человеческой души на свалившиеся потрясения, ведь лишиться родной земли – это самая страшная участь… – сказал Отынши.
В Иране ему рассказали, как один старец всегда выводил своих овец пастись ближе к границе, хотя там были скудные пастбища, и когда у него спрашивали, почему он так делает, он отвечал: «Так я намного ближе оказываюсь к родному Мангистау, я чувствую запах полыни, который приносит ветром…».
Казахи, поселившиеся в Иране, вначале думали, что здесь, на иранской земле, им придется лишь ненадолго спрятаться от невзгод, передохнуть и вернуться. Но дорога домой оказалась длиною в несколько десятилетий… Здесь, в Иране, к ним относились как к своим гражданам, уважая их права и обязанности. Поколения казахов, родившиеся на иранской земле, учились в общеобразовательных школах, многие получили высшее образование, стали высококвалифицированными специалистами. В Иране еще проживает большая казахская диаспора. Ну, а те из них, кто вернулся на родную землю, смогли за небольшое время адаптироваться к новым условиям, стать полноправными гражданами нашей республики.