Более сорока лет журналист Людмила Петриченко проработала в средствах массовой информации региона.
Людмила Павловна, или Мила Павловна, как многие называют ее любя, – мой наставник в журналистике. В 2002 году я сотрудничала с газетой «Огни Мангистау» (тогда она называлась «Местное время») на правах внештатного автора. Главным редактором на тот момент был Михаил Бриль, а его заместителем – Геннадий Коваленко, один из первых журналистов региона, человек известный в журналистской среде республики. Как-то Коваленко представил меня миловидной, тоненькой, похожей на Бэллу Ахмадулину, женщине. Сказал, что она будет мне помогать – править, подсказывать, корректировать, в общем, тянуть до штатного корреспондента. Им как раз нужны были люди, которые владеют двумя языками. Так началось мое знакомство с Людмилой Павловной Петриченко, которая стала для меня просто Милой Павловной, и которая дотянула-таки меня до корреспондента. Возилась со мной, подсказывала, правила, дополняла, как когда-то работали и с ней. Служебные отношения со временем переросли в личные: мы часто бывали друг у друга в гостях, да и сегодня, бывает, что загляну к Миле Павловне на чаек.
Приехали супруги Петриченко на Мангышлак в 1971 году из Челябинска, да так и живут поныне, прикипели душой к этой земле. Приехали сюда со старшей дочерью Светланой, которой еще года не было. Здесь уже родилась вторая дочь Галя. Муж Милы Павловны – Борис Александрович, выпускник Челябинского политеха, всю жизнь работал на БН-350.
Семидесятые… Время было интересное: страна уже четверть века жила в мире после кровопролитнейшей войны. Города и села на территории страны, где война прошлась своей страшной косой, полностью восстановились. Страна советов ставила громаднейшие задачи по разведке и освоению подземных богатств, вокруг открытых месторождений разворачивались стройки века. Супруги Петриченко, с присущей молодому поколению того времени энтузиазмом, решились-таки ехать на незнакомую ранее им землю – полуостров Мангышлак. Слава о Мангышлакском территориально-производственном комплексе гремела тогда на весь Союз. Строительство в безводной пустыне современного города, первого в мире опреснителя морской воды на быстрых нейтронах, открытие и освоение множества крупных месторождений нефти и газа не могло не волновать души молодых романтиков. На БН-350 отбирали самых достойных специалистов, в числе первостроителей и первопроходцев было немало посланцев Урала.
Через два года после прибытия на Мангышлак в 1973 году Мила Павловна поступила на студию телевидения звукорежиссером. В 1976 году пришла работать в редакцию газеты «Огни Мангышлака» корректором, ибо у нее уже был небольшой опыт в этом деле: в Челябинске пришлось поработать некоторое время в Доме печати.
– Коллектив только формировался, работала целая группа выпускников факультета журналистики Казахского государственного университета имени Кирова и опытные журналисты, которых партия направила на пробуждающийся полуостров. Это Коваленко Геннадий Георгиевич, Маргарита Воротынова, Людвиг Юхневич и другие, – вспоминает Мила Павловна.
Работая корректором, Мила стала выполнять небольшие задания редакции. К примеру, написать о первой частной фотостудии. Вторым заданием было написать о конкурсе парикмахеров. Конкурсные «творения» парикмахеров шокировали Милу – несуразные начесы, непрактичные локоны, вычурные прически, может быть, уместные для конкурсного показа – не понравились молодому автору, о чем она и написала в своей статье. Конечно, это было неправильно, от искренности дилетанта еще предстояло избавляться. В этом помогло чуткое неотступное внимание редактора Коваленко Геннадия Георгиевича. Его настойчивость, его вера в способности начинающего журналиста постепенно вывели Людмилу на профессиональный уровень. Постепенно из нее вырос журналист, объективно освещающий действительность. В своих статьях она беспощадно критиковала, порой даже громила, если видела форменное безобразие. По своей натуре человек искренний и честный, Мила Павловна не может хладнокровно лицезреть, если где-то видит халатность, равнодушие и безразличие.
В то время журналисты, подписывая свои статьи, перед фамилией имя свое не указывали, а ставили инициалы. Многие думали, что «Л. Петриченко» – это мужчина, так крепок был ее слог, так сильно она могла поддеть, что мало не покажется.
–Например, период оптимизирования хозяйств, предприятий и учреждений. Оптимизация шла вразрез с интересами людей. Недоумение и протест вызывали лозунги типа «цены диктует рынок», «наша задача – самообеспечение полуострова продуктами» на фоне расформирования совхозов, приватизация. Отдадут, например столовую коллективу, который в ней работал. А столовой – лет 20, ни ремонта, ни оборудования, ни продуктового обеспечения… Все рушится, и вот, глядишь через год-два нарисовывается истинный хозяин. А коллектив несостоявшихся собственников пополняет список нищих и безработных…, – вспоминает журналистка.
Будучи в отделе строительства, Людмила Петриченко была свидетелем и «участницей» всех главных строек региона – завода пластмасс, новых микрорайонов, благоустроенных школ в селах региона, домов культуры. Встречалась с прорабами, рабочими, писала о ходе строительства с участием и неравнодушно, а главное – честно.
Когда в девяностые в стране началось время реформ, Коваленко нацелил Петриченко на тему экономики. Редакция выписывала всевозможные экономические издания, и она все это тщательно изучала. Коваленко требовал от журналистов грамотности в вопросах, о которых они писали. Он не терпел поверхностности, малограмотности в освещении тех или иных событий или ситуаций.
Особо Миле Павловне нравился жанр очерка (и это у нее хорошо получалось). О скольких людях узнали читатели благодаря ее мастерству передачи психологического портрета человека – его души, мыслей.
– Главное – встречи с людьми, сколько их прошло… Когда напишешь о ком-либо очерк, человек становится родным. Потом он уже и забыл про тебя, а ты все помнишь своего героя, любишь его. Ведь вместе с ним ты проживаешь его жизнь, стараясь понять его мысли и поступки. Иногда бывало, что за проблемы чужого человека готова была голову сложить, шла в любые кабинеты, доказывала и требовала… А оттуда потом редактору звонили и просили урезонить меня, – улыбается Мила Павловна, вспоминая дела давно минувших дней.
Жизнь быстротечна. Большая часть нашей с вами жизни, увы, проходит в суете ежедневных дел и забот. Не успеешь оглянуться, как будущее уже позади, и не то, что дети, внуки уже взрослые. Людмила Павловна Петриченко, выпестованная советской школой журналистики, честно и преданно в течение сорока с лишним лет освещала жизнь региона, доводя до читателей все самое интересное, что происходило в обществе. Сегодня она на заслуженном отдыхе.
В этот праздничный день коллектив редакции газеты «Огни Мангистау» от всей души поздравляет Людмилу Павловну с профессиональным праздником, желает ей всего самого наилучшего – здоровья, счастья, благополучия.