Областная газета «Огни Мангистау» – одно из самых первых печатных изданий региона – в этом году отмечает свое 42-летие. Правда, в далеком 1967 году называлась она чуточку иначе – «Огни Мангышлака». И хотя носила статус городской газеты, первые ее журналисты зачастую выходили за рамки городских вестей. Ну, а в 1973 году, с образованием области, «посолиднел», конечно, и статус газеты. Моя милая и обаятельная коллега, о которой мне хотелось бы рассказать в канун нашего профессионального праздника, – Надин, Надюша, Наденька – единственная из оставшихся сегодня в области журналистов, кто стоял у истоков областной газеты. 17-летней девчушкой влившись в творческий коллектив пишущей братии, она и ушла на пенсию отсюда, отдав любимой газете целых 40 лет.
Уверена, читателям газеты и представлять не стоит Надежду Геннадьевну Попову, многие материалы которой, как помнят они, публиковались также под псевдонимами Стасова, Славина и другими. Став Хоботовой после замужества, свою девичью фамилию она сделала своим основным псевдонимом – Попова…
Мое знакомство с Надин состоялось в начале девяностых годов, еще в бытность моей работы в областной телерадиокомпании. С первых минут общения с невысокого росточка, изящной, улыбчивой журналисткой газеты я бесповоротно подпала под ее мощное обаяние, и с тех пор магнит ее энергетики сказывается так, что я по-прежнему обращаюсь к ней не иначе, как Надин, Надюша или Наденька.
Думала ли кареглазая девчушка, школьные годы которой прошли в Форт-Шевченко, что надолго свяжет свою жизнь с городом своей мечты – Шевченко, переименованным затем в Актау – и почти около полувека будет держать руку на пульсе его жизни, острыми своими публикациями в газете способствовать решению его проблем, рассказывать о его взлетах и победах, знакомить читателей с героями труда, – теми, кто возводил город-красавец в пустыне? Скорее даже, не представляла о степени своей будущей сопричастности к этой ответственной миссии. Просто однажды тринадцатилетней девчушкой, приехав в Шевченко с одноклассниками на фестиваль художественной самодеятельности, маленькая Надюша страстно влюбилась в этот город, не подозревая, что этот роман будет самым продолжительным в ее жизни…
Желание стать журналистом пришло к ней в школе. В ее представлении постоянные путешествия, поездки по разным городам и странам, встречи, беседы с интересными людьми были главной составляющей профессии журналиста. Но совершенно неожиданно в старших классах секретарь комсомольской организации школы вдруг увлеклась философией. Зачитывалась Аристотелем, Гегелем, Руссо… Поразмыслив, отправила документы на подготовительные курсы философского факультета МГУ и окончила их успешно. Но судьбу, видимо, не обманешь: когда из Москвы девушке пришел вызов, Надя, без пяти минут студентка философского факультета, в одночасье переиграла карты. Окончив школу (1972 год), она забрала документы и… сдала их на факультет журналистики. Но тут вышла осечка: в приемной комиссии ей вежливо ответили: «Девочка, чтобы поступить на журфак, нужны публикации и два года практики в газете».
Нужно воздать должное упорству семнадцатилетней девчушки: она едет в Гурьев и устраивается в областную газету «Прикаспийская коммуна». Главный редактор газеты Иван Свербихин, видя упорство и твердое желание девушки работать в газете и нигде более, оформляет ее курьером, так как других вакансий не было. И сразу же направили в машбюро осваивать машинопись. Когда пальчики уже стали, что называется летать над клавиатурой, печатая статьи журналистов, Надя стала приобретать первые навыки будущей профессии. Иногда, осмелев, она рисковала что-то подсказать своим старшим коллегам. И если сначала они в ответ снисходительно улыбались, то потом уже могли заметить: «А что, так действительно лучше… Молодца!..» Параллельно Надя осваивала работу телетайпистки, подчитчицы, корректора… Собственно, желания ее особо никто не спрашивал, а она не роптала – куда направляли, туда и шла по принципу «знаний лишних не бывает». Работа на телетайпе научила многому. Сюда отовсюду стекалось море самой разнообразной информации, которую нужно было принять, зарегистрировать в журнале, рассортировать, вычитать, расставить знаки препинания, что надо – выделить, поднять, опустить. И все это под неумолкающий грохот телетайпов.
С большим теплом сегодня она вспоминает и работу в корректорской «Прикаспийской коммуны». Там работали, в основном, молодые девчонки, также рвущиеся в журналистику. Газету частенько подписывали под утро, а свободные часы и минуты в ожидании на читку газетных полос коротали, читая при свечах стихи любимых поэтов – Анны Ахматовой, Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Олжаса Сулейменова, Николая Заболоцкого…
И вот наступил час, когда Наде дали первое редакционное задание. Мероприятие, на которое ее отправили, было посвящено 55-летнему юбилею СССР. Шефство над нею взяла заведующая отделом культуры Зоя Свидина. Ей она и принесла на суд свой первый материал, заголовок которого помнит по сей день – «Союз нерушимый республик свободных!» Прочитав материал, Свидина коротко сказала: «Ну… я подписываю! Статью нужно сдать в четыре, завтра, думаю, справишься, успеешь… Да, поздравляю с первым успехом!»
Наступил памятный 1973 год. Выходит Указ об образовании Мангышлакской области, что означало и открытие областной газеты в Шевченко – городе мечты юной Нади. Тут же, едва переварив эту сногсшибательную новость, тепло попрощавшись с коллегами-коммунарами, она летит на Мангышлак.
Это был апрель месяц. Прибывший из Талды-Кургана Геннадий Георгиевич Коваленко принимал дела у редактора городской газеты Виталия Яковлевича Запорожского. Надю он встретил с такими словами: «Надо же, областной газеты еще нет, по сути, а уже первый сотрудник устраиваться пришел!» Прочитав отличную характеристику, которую Надежде дали в «Прикаспийской коммуне», главный редактор только и сказал: «Нам такие люди нужны позарез». Он и посодействовал в предоставлении молодому коллеге общежития.
Годы становления областной газеты запомнились Надежде, как самые яркие. У редакции был прекрасный лидер, и он создавал соответствующую команду. Даже будучи органом Мангышлакского обкома КПСС, даже в условиях партийной системы газета отличалась вольнолюбивым характером, в ней нередко журналисты поднимали острые проблемы и темы, хотя о многом было не принято говорить в полный голос. Профессионализм главного редактора помогал редакции находить грань между дозволенным и недозволенным. А если случалось журналисту, что называется, нарваться, то редактор мужественно его защищал, отстаивал его честь и правоту. Разве можно было это не оценить?! Именно Геннадия Георгиевича Надежда считает своим Учителем. Он был ей и наставником, и отцом, и строгим, но справедливым редактором, способным очень убедительно все разложить по полочкам.
Газета выходила шесть раз в неделю большим форматом. Для большинства горожан день начинался с нее, «мангышлачки», как тогда любовно называли «Огни Мангышлака». На ее страницах журналисты раскрывали многоликий и сложный образ родного города, региона. Газета того времени была не только деловита, но и напориста, по-хорошему въедлива и сердита. Газета росла со своими журналистами, а журналисты – вместе с ней. А Надежда, пройдя все азы журналистики, начав с низов, выросла до заведующей отделом новостей, культуры и спорта.
Город рос, развивался, строились заводы, фабрики, целые микрорайоны, один за другим сдавались объекты соцкультбыта, каждый день происходило что-то новое. И каждый чувствовал себя соучастниками происходящих событий. Вот построили единственный в мире маяк на крыше дома-высотки на ножках (это событие освещала Надежда, она до сих пор помнит, как с трепетом в груди поднималась на этот маяк в четвертом микрорайоне города), вот построили самый крупный в Союзе завод пластических масс, а вот сдали в эксплуатацию атомную электростанцию, запущен первый в мире атомный реактор БН-360. Чувствовалось здоровое соперничество, каждый горел желанием быть лучше на своем участке, ну и, конечно же, помогали друг другу. Жизнь кипела-бурлила, не останавливаясь ни на минуту. Открывались новые месторождения, и мужчины редакции привозили из командировок бутылки с темной жижей – нефтью. Калейдоскоп событий кружил журналистов в ритме стройки ХХ века, не давая им возможности передохнуть. Глаза горели огнем открытий, новых событий, репортажи писали на ходу, информации выдавали, как говорится, с пылу, с жару, нужно было быть очень оперативным, все успевать, при этом выдавать материалы качественные, выверенные, ведь их отбор был очень жестким.
Геннадий Георгиевич Коваленко был, как вспоминает Надежда Геннадьевна, редактором от Бога. Переписывать материалы после его правки приходилось порой по нескольку раз, но всех, кто прошел его школу, можно смело причислить к когорте профессионалов.
На страницах «Огней Манышлака» овеществлялся не просто труд конкретно взятого журналиста или редактора, всего коллектива редакции: здесь – следы бессонных ночей и пота корреспондентов, а страницы годовых подшивок сшиты не твердым картоном, а нервами журналистов.
– Теперь, с высоты прожитых лет, повидав многое, с уверенностью могу сказать, что самые счастливые годы моей жизни связаны с «Огнями Мангышлака» 70-80-х годов. Это было время максимальной самореализации каждого из журналистов редакции. В «Огнях Мангышлака» мы были в таком прекрасном творческом «котле», о каком журналист мог только мечтать.
Приходилось много ездить по районам, а асфальтированных дорог практически не было, как не было сотовых телефонов, комфортных автомобилей с кондиционерами, «скакали» по ухабам в «уазиках». Журналисты быстро, сокращая слова, записывали всю информацию в блокнотах, успевая за говорящим, ведь диктофонов в те годы не было. К полученной информации относились очень ответственно. Упаси Господь какую цифру, фамилию перепутать! А темы искать не нужно было, они сами находили журналистов. Писали на совесть, работали дружно, выручая и помогая друг другу, на работу летели как на крыльях, – с ностальгией по тем временам вспоминает Надежда Геннадьевна. Со многими своими коллегами поры становления областной газеты она переписывается и созванивается до сих пор. Кого-то, к сожалению, уже нет в живых. Но память хранит многие-многие имена. Мира Пашина, Татьяна Шин, Геннадий Петренко, Сергей и Роза Шумские, Виталий Запорожский, Тамара Лесовая и Лев Шульц, Игорь Боровой, Сергей Вейс, Павел Кижаев, Юрий Кононенко, Сергей Сусликов, Галина и Саша Сошкины, Вера Власова, Валерий Сальников, Виктор Рубцов, Юрий Моргунов, Лиза Воронина, Петр Алексеевич Долматов, впоследствии возглавивший областную телерадиокампанию, а после – «Огни Мангистау», Валерий Иванович Вова, возглавивший после Г. Коваленко редакцию, Михаил Юрьевич Бриль – душа компании – все они оставили след в жизни Надежды и самые теплые воспоминания. Какие стенгазеты с дружескими шаржами на всю стену вывешивали к 8 Марта и 23 февраля! Часто после работы оставались, чтобы пообщаться, и каждому из них, молодых, озорных, кипящих неуемной энергией, фонтанировавших идеями, было что рассказать, читали свои стихи или любимых поэтов, делились новостями.
Отсюда, с родной редакции и ушла на заслуженный отдых. Кстати, мечту о путешествиях Надежда Геннадьевна воплотила в жизнь. В 70-е она окончила курсы экскурсоводов при Шевченковском бюро экскурсий и путешествий и возила гостей города по заповедным уголкам Мангистау, а также группы своих земляков по городам Союза, побывала на Домбае, а также по комсомольским путевкам в международных молодежных лагерях в Сочи, Грузии, Эстонии, в Польше. Продолжает путешествовать и сейчас, будучи на пенсии, уже посетила Таиланд, Грецию, Испанию, Турцию. Теперь планирует съездить во Францию и Италию. А самой большой мечтой остается поездка на Байкал и Алтай. Верит, – и эта мечта осуществится.
Жизнь на пенсии только начинается, – улыбается моя собеседница, все та же милая и женственная Надюша. В свободное время от занятий с внуками (а у нее их двое), пока дочка с зятем год обосновывались в Москве, Надя целый год усиленно занималась ими, – она успела освоить испанский, греческий и итальянские языки. Пробует себя в живописи, и это у нее получается превосходно, вся комната уставлена ее яркими и сочными работами. Освоила зажигательную Сальсу, занимаясь в танцевальной группе в ДК «Достык». Ну, как не любить и не восхищаться такой бабушкой: внуки в ней души не чают! «Мы построим большой дом, будем жить все вместе, и наша бабушка с нами обязательно!», – говорят Сашенька и Богдан. А для сына Стаса и дочери Элины лучшей мамы, по их словам, не сыскать на всем белом свете!
Надин, Надюша, Наденька! С праздником, дорогая моя коллега и с юбилеем! Дай Бог, чтобы все твои мечты сбылись! Пусть тебя и далее радуют дети, внуки! Оставайся все той же очаровательной, озорной, молодой и милой Надин!