По итогам 2014 года Актауским международным морским торговым портом обработано свыше 10 млн. 267 тыс. тонн сухих и нефтеналивных грузов, что на 186 тыс. тонн больше, чем по итогам 2013 года. Журналист газеты «Огни Мангистау» попросил президента АО «НК «Актауский международный морской торговый порт», капитану дальнего плавания Михаила Ялбачева рассказать с какими показателями удалось завершить 2014 год и поделиться планами на будущее.
– Михаил Юрьевич, в ходе недавнего визита в Мангистау министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, вы ему докладывали о положении дел в морском порту. Расскажите, пожалуйста, об этом нашим читателям.
– Прежде всего, должен подчеркнуть, что перед работниками морского предприятия стоит задача превратить порт в конкурентоспособный транспортно-логистический узел, приносящий прибыль государству. Эту задачу поставил перед нами сам Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, а также Правительство страны, наш акционер – фонд «Самрук-Казына» и наша управляющая компания «Казахстан темир жолы».
По итогам работы за 2014 год, нужно отметить, мы превысили и перевыполнили план по перевалке сухих грузов. Если по итогам 2013 года через порт было перевалено 3 млн. 797 тыс. тонн сухих грузов, то итоги 2014 года порадовали. Портом обработано 4 млн. 312 тыс. тонн сухих грузов. Произошло значительное увеличение перевозок через порт Актау металлопродукции (1 млн. 229 тыс. тонн против 718 тыс. тонн соответственно) и зерна (686 тыс. тонн против 527 тыс. тонн соответственно). Произошло это во многом благодаря тому, что в компании «Казахстан темир жолы» пошли на снижение тарифов по железнодорожной составляющей. Безусловно, это способствовало тому, что мы на 71 процент увеличили отправку металла и на 33 процента объем перевалки зерна. Это наши трудовые успехи. Около 2 млн. тонн различных грузов было отправлено посредством паромного комплекса.
– Прокомментируйте, ситуацию со снижением объемов перевалки нефти через морской порт Актау.
– Конъюнктура грузоперевозок и услуг, оказываемых портом, меняется. Мы больше не можем рассчитывать на государственный бюджет и на доходы от перевозок нефти. Не секрет, что сегодня значительный объем добываемой нефти транспортируется посредством нефтепроводов. Да, и у нас, к сожалению, по итогам 2014 года отмечено падение уровня по перевалке нефти на 7 процентов по отношению к 2013 году – 5 млн. 954 тыс. тонн нефтепродуктов против 6 млн. 283 тыс. тонн за 2013 год. Это объективная ситуация. В этой связи еще в 2010 году был пересмотрен проект расширения порта в северном направлении, когда планировалось построить три нефтеналивных терминала. В период общемирового экономического спада, это произошло в силу объективных причин. Сейчас мы активно занимаемся поиском направлений по грузозамещению. И северное расширение порта Актау как раз призвано обеспечить загрузку этого сегмента посредством привлечения транзитных грузов из Китая, которые в дальнейшем через морпорт будут идти дальше через Закавказье и страны Персидского залива. Также мы сейчас активно ведем работу по поиску и привлечению новых видов грузов. Как вы знаете, сейчас открылся нефтеперерабатывающий комплекс – терминал «АСКИ-Мангистау». Здесь планируется временно хранить не сырую нефть, а продукты нефтепереработки – «светлые» нефтепродукты, мазут, которые будут экспортироваться из Казахстана и импортироваться, например, из Азербайджана. Поэтому мы рассчитываем на этот вид грузов. Также сейчас мы активно занимаемся мониторингом по привлечению других видов грузов, пересматриваем нашу стратегию. Мы понимаем, что нефть, как вид груза – объективно «уходит», никуда от этого не деться. Например, для увеличения пропускной способности нашего порта, были привлечены зерновые грузы в «биг-бэгах», в больших 10-ти тонных упаковках. Кроме того, на экспорт уходят минеральные удобрения, производимые на актауском заводе «КазАзот».
– Расскажите подробнее о расширении порта в северном направлении. На каком этапе сейчас работы?
– На строительство объектов проекта «Актауский морской северный терминал» предусмотрено финансирование в объеме 38 млрд. тенге. Новый терминал разместится на площади 22 га. Предполагается, что все строительные работы на объекте будут завершены в июле текущего года. Что касается мощности «северного морского», то она составит 3 млн. тонн. Так, здесь будет ежегодно обрабатываться 1,5 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн грузов составят контейнеры и еще 0,5 млн. тонн придется на «генеральные и прочие грузы». Здесь будут построены три грузовых причала (520 метров), зерновой терминал на 60 тыс. тонн и контейнерная площадка, рассчитанная на 30 тыс. тонн грузов. Как говорят в компании «Казахстан темир жолы», проект, ни много ни мало, увеличит мощность порта по генеральным грузам в 2 раза и в 3 раза по зерну. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что у нас есть достижения и реальные планы на будущее.
Порт должен зарабатывать деньги. Сейчас мы пересмотрели схему постановки судов к причалу. Теперь они швартуются любым бортом к нему, а не только правым, носом на выход, как было раньше. Подобная схема постановки была актуальна в 1970-80 годах, когда для приведения судна в готовность покинуть порт в случае нештатной ситуации требовалось значительное время. Тогда, видимо, и была принята такая схема, исключающая потерю времени на разворот судна. Но сегодня все иначе. Современное оборудование судов позволяет быстро покинуть причал, практически на месте развернувшись без посторонней помощи.
Новшества позволили нам значительно сократить время ожидания судов на рейде и добиться значительной экономии топлива для кранов. Появилась возможность эффективной постановки судов к причалу, позволяющая избежать излишних перемещений кранов. В результате таких длинных очередей на рейде в ожидании погрузки-выгрузки, какие у нас были в недалеком прошлом, практически не бывает, если только не вмешается погода. Но это уже вопрос не к нам, а к небесной канцелярии.
– Как известно, вы всего лишь год возглавляете морской порт Актау. Из вашей трудовой деятельности известно, что вы были капитаном дальнего плавания, работали за рубежом, так сказать перенимали опыт ведущих мировых компаний. Скажите, будете ли внедрять все лучшее в работу порта для повышения его конкурентоспособности?
– Да, мы сейчас действительно изучаем и внедряем то, что нам подходит. Нам удалось познакомиться с коллегами и потенциальными клиентами, изучить опыт ведущих мировых транспортных «хабов» – от организации работы в портах до юридических аспектов деятельности морских администраций.
Естественно, хочется реализовать в нашем порту все лучшее из увиденного. И мы это делаем. Пускай не так быстро, как хотелось бы, воплощаются в жизнь наши идеи, но я надеюсь, что нам удастся внедрить лучшие мировые практики, преодолев тот консерватизм, который имеет место в порту.
К примеру, в апреле 2014 года в турецком городе-порте Самсун мы с коллегами принимали участие в первой встрече портов-побратимов стран Тюркского совета. Кроме обсуждения общих вопросов, связанных с увеличением объемов перевозок через порты стран-участниц совета, мы знакомились с самим портом Самсун. Было интересно посмотреть, как работают сухогрузные терминалы, каким образом функционируют автомобильные и железнодорожные паромные комплексы, какая номенклатура грузов перевозится паромами, на каких направлениях они работают. Это особенно актуально применительно к нашим планам по обустройству специализированного причала для автомобильных паромов типа «ро-ро» в порту Актау, а также в свете решения о строительстве нового универсального паромного комплекса в районе села Курык.
В ходе встречи с руководством морской администрации Турции и порта Самсун мы узнали много любопытного. Например, мы не ожидали, что зарплаты наших актауских докеров в два раза выше, чем у их турецких коллег, а уровень социальной защищенности работников у нас тоже на порядок выше.
В июне прошлого года состоялась также краткосрочная поездка в ОАЭ, во время которой мы ознакомились с работой терминала для перевалки универсальных грузов в порту Джебель Али. Местные портовики поделились опытом работы с невостребованным грузом, который стал большой проблемой для порта Актау из-за существующих пробелов в нашем законодательстве. Там же, в Джебель Али, мы провели собеседование с несколькими кандидатами в центральную группу управления портом – подразделение, которое создается у нас из управленцев-портовиков мирового уровня в рамках договора с компанией DP World.
В августе в составе казахстанской делегации я побывал в Тегеране, где состоялось IV совместное заседание по портовому и морскому сотрудничеству между Исламской Республикой Иран и Республикой Казахстан. Это были одни из самых трудных наших переговоров. Пришлось долго и кропотливо решать вопросы, связанные с развитием судоходства между двумя странами, отстаивая при этом наши национальные интересы.
В сентябре в составе казахстанской делегации я принял участие в VI совместном пятистороннем заседании администраций портов прикаспийских стран, прошедшем в преддверии саммита прикаспийских государств. Трудно переоценить значимость такого мероприятия, в результате которого появились документы, которые впоследствии легли в основу соглашений, принятых на саммите.
В начале октября у нас состоялась поездка в Беларусь. Казалось бы, какое отношение имеет наш порт к этой стране? Так вот, сначала в Минске состоялось заседание совета государственных администраций морского и речного транспорта стран СНГ. А на следующий день в Брестской области нам презентовали гидротехнические сооружения Днепро-Бугского канала, через который Черное море соединяется с Балтийским. Сейчас Беларусь активно восстанавливает свои внутренние судоходные пути, оставшиеся еще со времен СССР, когда объем перевозки грузов по ним составлял более трех миллионов тонн в год. Кстати, эта цифра сопоставима с перевалкой сухих грузов через порт Актау. Это ли не пример для других? Это странно звучит, но портовый опыт Беларуси нам полезен!
По окончании мероприятий в Беларуси представители морских и речных администраций стран СНГ отправились в Санкт-Петербург, где приняли участие в VII Международном форуме «Транспортно-транзитный потенциал». Это была уникальная площадка для обмена опытом и мнениями по вопросам развития транзитных перевозок. Мероприятие полностью соотносилось с нашими планами развития порта согласно поручению Президента о превращении Казахстана в мощный евразийский транспортно-логистический хаб.
Неожиданным стало приглашение в середине октября национального секретаря ТРАСЕКА от Казахстана принять участие в сессии по организации охраны окружающей среды в портах Каспийского региона под эгидой Европейского агентства по безопасности мореплавания Евросоюза. Там мне удалось лично обсудить с национальным секретарем вопросы возможного финансирования некоторых проектов порта Актау со стороны ТРАСЕКА.
Последняя командировка была в Турцию, где мы с руководством КТЖ посетили судоверфь Бешикташ с целью привлечения партнеров и инвесторов для развития судостроительной и судоремонтной отраслей Казахстана. Разве плохо иметь это в Казахстане? А для Мангистау подобные предприятия – это дополнительные рабочие места и доходы в бюджет.
Но самой интересной командировкой я назвал бы ту, в которой не был. Ее мы организовали для наших докеров. Для чего из каждой бригады порта выбрали по одному человеку, и вся эта группа во главе с мастером погрузочно-разгрузочного комплекса самостоятельно, без сопровождения начальства, отправилась в Баку. В течение нескольких дней наши работники знакомились с тем, как трудятся и живут их коллеги по ту сторону Каспия. Все познается в сравнении! Вернувшись, полные впечатлений, они рассказывали, что в полной мере оценили те условия, которые созданы в нашем порту для его работников.
Сегодня у порта Актау есть уникальный шанс перенять лучшее у одного из лидеров в этом бизнесе – глобального портового и терминального оператора DP World. Специалисты этой компании в течение года работали в нашем порту, изучая все направления его работы. В результате мы получили более 300 рекомендаций по улучшению деятельности порта, нам предоставили новейшие методы и технологии. Сегодня идет процесс их внедрения. Да, тяжеловато, да, с определенным сопротивлением, но идет!
Сейчас мы работаем над получением разрешения на работу для работников DP World. Надеемся, что с приездом специалистов центральной группы управления мы еще быстрее пойдем по пути увеличения эффективности и модернизации. Произойдет гармонизация деятельности порта Актау и логистического центра в СЭЗ «Хоргос», что и было основной целью подписания договора с DP World. Тогда через наш порт пойдут транзитные грузы по коридору Китай – Европа и обратно. Появятся реальные условия для окончательной реализации поручения Президента превратить морской порт Актау в одно из ключевых звеньев казахстанского транзита.
– Большое спасибо за интервью. Удачи в ваших планах.