В этом году казахстанский народ отмечает 23-летие Независимости Республики Казахстан. Обретение независимости стало воплощением многовековой мечты казахского народа.
В своей книге «В потоке истории» Нурсултан Назарбаев пишет: «История может подарить всё, но независимость, как форму внутренней свободы, подарить нельзя. Независимость – это единственная форма бытия народа, осознающего и выступающего за право быть субъектом в потоке мировой истории».
А вот еще мудрые слова изречения великого аль-Фараби: «не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее». Эти слова аль-Фараби в Казахстане подтверждаются каждый день. Осмысление пройденного пути – это труд разума и сердца казахстанцам необходим, чтобы двигаться вперед.
Давайте вернемся к истокам. 16 декабря 1991 года был подписан Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Этот день заложил основу новой казахстанской государственности, стал важнейшей датой в истории молодой республики. Но чтобы прийти к тому уровню благосостояния, международного авторитета, который имеет республика сегодня, пришлось немало потрудиться.
В основе любых успехов лежат четкая стратегия, грамотное планирование. Чтобы успешно пройти начальный этап на пути к процветанию, была выработана «дорожная карта». Так родился новый документ – Стратегия «Казахстан-2030». Стратегия создала систему развития страны, вывела ее в категорию ускоренного прогресса. Стержнем этого пути стали семь долгосрочных приоритетов, реально претворенных в жизнь. Казахстан осуществляет их эволюционным путем. Для этого потребовались мудрое руководство, четкая политика, ясное осмысление задач, которые ставило перед государством время.
Независимость дала исторический шанс возродить государственность, доказать способность к самостоятельному развитию. Она позволила решить республике самые сложные вопросы: закрыть Семипалатинский испытательный ядерный полигон, провести глубокие экономические реформы, ликвидировать резкий структурный дисбаланс в экономике, заставить работать на народное благо природные ресурсы страны. Независимость помогла остановить распад традиционных культурных ценностей, возродить казахский язык.
Благодаря выверенной политике руководства страны, присущей нашему народу, толерантности и высокой степени гуманизма, республика избежала социально-политических потрясений и экономических коллапсов, сохранила добрые отношения с соседями. Этими национальными достояниями мы вправе гордиться.
Сегодня можно уверенно говорить, что Казахстану удалось выстроить уникальную модель межэтнического и межконфессионального согласия. В нашем обществе полиэтничность и культурное многообразие являются неиссякаемым источником духовно-нравственного богатства нации. В стране созданы благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций, активно идет процесс межрелигиозного диалога. Казахстан стал инициатором процесса сближения культур и религий. Астана несколько раз принимала участников съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые стали конкретным вкладом республики в снижение опасности межрелигиозного противостояния, распространяемого по всему миру. Продуманной является и языковая политика. Казахстан идет по пути повышения статуса государственного языка, одновременно прилагая усилия к созданию новых возможностей для развития языков других этносов. Все это в комплексе создает атмосферу единства и стабильного развития казахстанской нации, укрепляет политику гармонизации межэтнических отношений. Сейчас многим из нас кажется, что существующее согласие между представителями различных этносов и конфессий, их мирное сосуществование — это данность, которая возникла сама собой и не требовала особых усилий. Но только сравнение с мировыми прецедентами и опытом наших ближайших соседей дает четкое понимание того, насколько хрупка и уязвима эта сфера человеческих отношений. Нельзя забывать и об уроках нашей истории, о разрушительном вмешательстве тоталитарного режима в судьбы многих этносов. Массовые депортации, репрессии, истребление этнических культурных ценностей, унижение национального достоинства – все это оставило свой горький след, преподав нам, современникам, суровые уроки. На фоне этих коллизий особенно ценно, что за годы независимости, в соответствии со стратегическим курсом Президента страны Нурсултаном Назарбаевым, были созданы все условия, в том числе и правовые, чтобы для каждого гражданина Казахстан стал не просто комфортным местом проживания, но и единственной Родиной. В стране создан и функционирует уникальный и эффективный механизм реализации национальной политики в лице Ассамблеи народа Казахстана. Учрежденный по инициативе Главы государства, этот конституционный орган является центральным звеном в процессе гармонизации межэтнических отношений, играет значительную роль в поддержании и укреплении единства и стабильного развития нации. Взаимные усилия граждан в сохранении мира и спокойствия в стране окупились сторицей – в казахстанскую экономику не боятся инвестировать свои средства зарубежные представители мирового бизнес-сообщества, а сам Казахстан воспринимается как миролюбивое, толерантное и дружелюбное государство. Мировое сообщество позитивно относится к вкладу республики в борьбу за нераспространение ядерного оружия, против международного терроризма, религиозного экстремизма и других современных вызовов.
Один из важнейших шагов – перенос столицы. Сегодняшняя Астана – символ исторических побед Казахстана. Благодаря антикризисной программе наша республика оказалась одной из немногих, что вышли из кризиса и по объемам производства превысили докризисный пик. Работает программа индустриально-инновационного развития, которая расписана буквально по строчкам вплоть до 2020 года, где намечены вводимые объекты, сроки, объемы средств.
Вспоминая обо всех этих переменах, говоря обо всех признаках начала «новой эры» для нового государства, невозможно переоценить роль Нурсултана Абишевича Назарбаева. Будучи Главой Казахстана, он инициировал кардинальные реформы во всех областях постсоветского социума, которые оказали глубочайшее влияние на обновление стран СНГ и, в конечном счете, на глобальные процессы. Став политическим лидером, он проявил себя как уникальный личностный феномен политической и общественной жизни, сумевший в сложнейших условиях построить независимое светское и демократическое государство. Однако не стоит забывать, что в Казахстане еще не завершились процессы, начатые в 90-е годы XX века, и вопрос смены курса в подобный период носит исключительно важный характер.
Н.А.Назарбаев сегодня, как Лидер нации, может и должен довести до логического завершения процессы, инициированные им в прошедший период. Все идеи и проекты, которые непосредственно влияли на стабильность и процветание республики, исходили именно от Н.Назарбаева.
Благодаря Первому Президенту наша страна стала узнаваемой и уважаемой на международной арене, из «страны постсоветского пространства» Казахстан превратился в государство – лидера Центрально-азиатского региона, динамично развивающееся и стремящееся к вершинам. За годы становления и развития суверенного государства Президент Казахстана проявил себя как целеустремленный и решительный лидер. Он дал народу почувствовать, что о нем заботятся, что нужды и чаяния простых людей всегда находятся в фокусе пристального внимания власти.
Эксперты отмечают, что Казахстан не только состоялся как независимое государство, но и смог улучшить жизнь своих граждан. За минувшие 20 лет уровень бедности снизился в четыре раза, вдвое уменьшилась доля населения, чьи доходы не превышают прожиточный минимум. Если на заре независимости большинству казахстанцев семейного бюджета едва хватало на питание, то теперь с каждым годом увеличивается спрос на товары длительного пользования – бытовую технику, автомобили. Эти впечатляющие результаты, достигнутые за более чем двадцатилетний период Независимости Казахстана, позволяют говорить о правильности выбранного пути.