Во время очередного заседания областного архитектурного градостроительного совета под председательством акима Мангистауской области Алика Айдарбаева присутствовавшим было презентовано три социально значимых архитектурных проекта.
Акбота
Первый – концепция развития городского парка «Акбота» до 2020 года, который презентовал главный архитектор города Мурат Тлеубаев. В проекте развития парка, площадь которого 11 га, не предусмотрено возведение больших сооружений типа культурно-спортивных комплексов. Никаких громоздких объектов в парке не будет. Напротив, в соответствии с предварительным согласованием, парк должен сохранить свою изначальную концепцию – как место отдыха горожан на открытом воздухе, где можно спокойно погулять, посидеть на скамейке, заняться бегом, покататься на велосипеде. Так в парке предусмотрено строительство зоны для скейтбордистов, дорожек для велосипедистов, юрточный городок с национальной кухней и кафетериями, летний театр, прогулочные и игровые зоны, историко-мемориальный комплекс, выставочный зал и даже светомузыкальное гидросооружение – фонтан с посадочными местами по периметру. Предусмотрена также большая парковочная зона.
Все технологические составляющие парка требуют полной замены, в объеме порядка 90-95%. На сегодня уже начат монтаж поливочного водопровода – 1500 м, а также заменен кабель, трансформаторная подстанция, установлено 38 фонарей. При этом сроки реализации проекта могут быть растянуты на пять-шесть лет, чтобы, как сказал в своем резюмирующем слове Алик Айдарбаев, строительство выполнялось качественно и основательно, на века. Поэтому никаких огромных молниеносных вложений не ожидается. Строительство будет вестись поэтапно и незаметно для горожан. Для этого необходимо, чтобы уже сейчас городские власти предприняли меры по благоустройству имеющегося хозяйства парка – максимально привели его в порядок, убрали с территории остатки фундаментов и незаконченных построек, установили скамейки, освещение, создав, таким образом, приличные условия для использования парка по назначению, а его плановое обустройство будет вестись параллельно жизни города.
В целом представленная концепция парка областные власти устроила, сумма проекта и конкретные этапы будут понятны после заключения экспертизы.
Пять сел
Второй проект – генеральные планы, совмещенные с проектами детальной планировки с.Мангистау, с.Кызылтобе, с.Атамекен, с.Баскудук и с.Даулет. Данные населенные пункты входят в агломерацию города Актау и в обозримом будущем должны гармонично влиться в контур города. Проект представила группа алматинских архитекторов из ТОО «Проектная фирма «Градо», прибывших в Актау с целью презентации. Над проектом архитекторы работали в течение года, и представленный результат вполне способен удовлетворить ожидания мангистаусцев, если будет воплощен, как планируется. Хронологически реализация проекта рассчитана до 2035-2040 годов.
Первую часть презентации провел директор проектной фирмы «Градо» Аркинжан Маметов, который дал пояснения относительно основных, в первую очередь систематизированных и просчитанных на плане развития агломерации, аспектов. Это серьезная разработка, предусматривающая качественный охват таких параметров, как функциональное зонирование территорий, максимальное сохранение сложившейся застройки, развитие жилых и промышленных зон, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, развитие и улучшение озеленения и транспортной системы.
В целях развития транспортной связи по всей территории агломерации предполагается пробивка новых центральных дорог и высокоскоростных магистралей, которые свяжут населенные пункты с областным центром. Так в с. Мангыстау протяженность новых дорог составит 21, км, в с. Кызылтобе – 29 км, в с. Даулет – 15 км, с. Баскудук – 16,7 км, в с. Атамекен – 10,5 км. Запроектированы также системы водоснабжения сел, водоотведения, энергоснабжения и т.д.
С учетом плотности населения в селах предусмотрено строительство недостающих социальных, культурных, спортивных, образовательных объектов, а также формирование новых жилых массивов, общественных центров. Но планировочная структура всех пяти сел отличатся друг от друга, в связи с чем, проектировщикам пришлось искать решения по каждому в отдельности с учетом особенностей.
*****
Так село Мангистау выгодно отличает наличие архитектурно-планировочных решений, по которым велась и продолжает вестись застройка села. Данное обстоятельство делает возможным дальнейшее развитие села в соответствии с градостроительными нормами. Здесь имеется достаточно территорий для жилищного строительства и строительства объектов социального назначения. В Мангистау планируется пробивка одной центральной въездной дороги вдоль массива Мангыстау-3,4 с выходом на трассу Актау – Баянды, а также пробивка объездной дороги восточнее массива Мангыстау-5 с выходом на эту же трассу. Также предусмотрено формирование одного нового общественного центра. Численность населения на расчетный срок составит 33 тысячи человек при существующей численности чуть более 24 тысяч.
*****
Неплохо обстоят дела и в селах Кызылтюбе и Даулет, которые также до сих пор развивались по нормативным требованиям, в результате чего по функциональному зонированию имеют четкое разделение, параметры улиц дают возможность размещения необходимых инженерных коммуникаций и организации удобных транспортных связей.
Так, в селе Кызылтюбе проектировщики запланировали пробивку дороги с западной стороны Кызылтюбе-2 с выходом на с. Даулет и далее – на с. Мангистау; перенос магистрального нефтепровода на запад от села и пробивку дороги западнее и восточнее коридора инженерных сетей для обеспечения транспортной связи с Даулетом и внутри самого села. Также предусмотрено формирование одного нового жилого массива Кызылтюбе-3 и нового общественного центра в нем. На расчетный срок численность населения составит 27 тысяч человек при имеющихся 24-х тысячах.
*****
Даулет также обзаведется новой дорогой, которая будет пробита севернее, в сторону с. Мангистау и далее – на трассу Актау – Баянды. Будет перенесен магистральный нефтепровод на запад от обводной дороги, будет сформирован новый жилой массив и новый общественный центр с парком, спортивным центром, предприятиями торговли и общественного питания. Численность населения возрастет до 12 тысяч при имеющихся 9 с лишним тысячах.
*****
В отличие от вышеприведенных примеров села Баскудык и Атамекен, бывшие ранее дачными массивами, возникли в результате их выделения из состава города, поэтому они имеют узкие улицы, что не позволяет грамотно, с архитектурной точки зрения, разместить необходимые инженерные коммуникации, в селах отсутствует возможность организации удобных транспортных связей, не хватает объектов образования, отсутствует развитая сеть объектов социально-культурного назначения.
В этой связи в Баскудуке планируется пробивка обводной магистрали в северо-восточной части села с выходом на трассу Актау – аэропорт, минуя центр села, что даст возможность отвести от центра транзитные транспортные потоки. Также будет пробита дорога вдоль коридора инженерных сетей с выходом на центральную дорогу села, что позволит обеспечить транспортную связь с селом Атамекен и Актау. Будет также пробиваться дорога от 29, 31 микрорайонов города Актау в южную часть села с выходом на центральную дорогу. В селе будут создаваться новые жилые массивы, а в санитарной зоне старого кладбища планируется организация парка для отдыха, строительство спортивного центра с крытыми спортивными залами и плавательным бассейном. Севернее разместятся клуб с библиотекой, танцевальный зал, кинотеатр, сеть предприятий общественного питания. Эти меры позволят довести численность населения до 26 тысяч человек.
*****
В селе Атамекен в свою очередь также будут пробиваться новые дороги: восточнее озера Киши Оймаша вдоль существующих жилых массивов Каламкас и Шагала с выходом на автомагистраль актауского направления; с южной стороны озера с выходом на автодорогу, ведущую в Актау; в восточной части села вдоль коридора инженерных сетей для обеспечения транспортной связи села Атамекен с городом и селом Баскудук, а также удобные транспортные связи внутри самого села. Кроме этого из села будут вынесены производственные базы в промышленную зону (территории существующих огородов), где планируется формирование нового жилого массива. В новом массиве будет построена школа, 4 детских сада, новый торговый центр, кинотеатр, гостиница, поликлиника, больница. На берегу озера Киши Оймаша также будет построена школа, два детских сада, дом школьников, парк аттракционов и другие социально значимые объекты. При этом с учетом уже существующей плотности населения и его существующей численности – 34 с лишним тысячи человек, увеличение последнего показателя предусмотрено весьма символичное – до 36 тысяч.
******
Рассмотрена в проекте и железнодорожная станция «Мангистау» с перспективным развитием станции «Баянды» и ответвлением от нее пути в сторону Форта-Шевченко. Как сказал докладчик, во всех аспектах проектировщики старались найти тот самый оптимум, который позволит соблюсти баланс по функциональности, экологичности, социальным параметрам развития.
Третьим, представленным вниманию градостроительного совета проектом, стал генеральный план, совмещенный с проектом детальной планировки с. Жетыбай, которое, в более отдаленной перспективе, также должно войти в актаускую агломерацию. Этот проект был презентован директором ТОО «Урбостиль» (г. Алматы) Любовь Нысанбаевой.