В морской порт Актау прибыло новое научно-исследовательское судно, построенное на судоверфи VARD (Румыния) для казахстанской компании «Каспиан Оффшор Констракшн». Государственный флаг Республики Казахстан на новом корабле поднял заслуженный сотрудник компании Жумажан Догдырбай, а почетная миссия разбить бутылку шампанского о борт корабля (у моряков есть такой обычай - перед выходом в плавание), была предоставлена директору Алматинского музея ученого Каныша Сатпаева Бахытжамал Айтмухамбетовой.
На причале №11 в морском порту Актау в пятницу 7 ноября собралась внушительная делегация, чтобы отпраздновать вместе с компанией «Каспиан Оффшор Констракшн» прибытие нового спасательного, научно–исследовательского судна, названного в честь выдающегося казахстанского ученого Каныш Сатпаева. Таким образом, флот компании пополнился еще одним современным судном. Напомним, что общая численность флота казахстанской судоходной компания составляет 44 судна.
Выступая с поздравительной речью перед собравшимися, аким области Алик Айдарбаев подчеркнул высокую значимость этого события.
– От лица мангистаусцев я поздравляю компанию с пополнением флота. Имя для нового судна, которое будет выполнять научно-исследовательские работы, выбрано не случайно, это глубоко символично. Поздравляю семью выдающегося деятеля науки Каныша Сатпаева с присвоением его имени новому судну казахстанского флота. Это дань уважения всех времен. Флаг Республики Казахстан, поднятый сегодня на корабле «Каныш Сатпаев», не только указывает на принадлежность, он символизирует уверенное экономическое развитие, увеличение инвестиционной составляющей осуществляемой совместно с иностранными партнерами работы, – отметил глава региона.
Генеральный директор ТОО «Каспиан Оффшор Констракшн» Олег Мун рассказал, что спуск на воду нового научно-исследовательского судна «Каныш Сатпаев» был осуществлен 12 сентября текущего года на судоверфи VARD (Румыния), напомнив, что начиная с 2009 года для Казахстана, на румынской верфи, уже были построены пять судов ледового класса: «Мангистау-1», «Мангистау-2» (2010), Мангистау-3», «Мангистау-4» и «Мангистау-5» (2011).
Подробную же информацию о новичке казахстанского флота, «морском исследователе», рассказал его капитан.
– Длина нового судна составляет 46 метров, ширина - 13 метров. Его отличает ультрамалая осадка – максимально 1,5 м. Предназначено оно для исследовательских и спасательных операций в северной части Каспийского моря в период летней навигации. Цена строительства судна составила порядка 9,3 миллионов долларов. Важно, что «Каныш Сатпаев» – судно с полностью автоматизированным машинным отделением, оснащено системой спуска научного оборудования, двумя лабораториями, кладовыми помещениями для хранения научных проб. Оно рассчитано на исследовательскую команду, состоящую из 12 человек, а также оборудовано всем необходимым для спасения и эвакуации еще 20 человек, – пояснил капитан корабля Леонид Половинкин.
Свою оценку значимому событию дали и в администрации головного общества.
– Важно, что впервые на Каспии появляется вновь построенное судно на котором используются самые современные технологии. В рамках действующего контракта оно будет использоваться для научно-исследовательских работ северокаспийским оператором NCOC N.V. на месторождении Кашаган в течение трех лет. В общем же, суда такого класса рассчитаны на двадцатипятилетний срок эксплуатации, – рассказал о судьбе корабля «Каныш Сатпаев» Даурен Мадин, председатель правления АО «Circle Maritime Invest», являющегося «материнской компанией» ТОО «Каспиан Оффшор Констракшн».
Чрезвычайную остроту в последние годы приобрела проблема сохранения экологического «здоровья» уникального природного объекта, каким является Каспийское море. Это уникальный водоём, его углеводородные ресурсы и биологические богатства не имеют аналогов в мире.
Проблема Каспия на сегодняшний день очень актуальна, но вне зависимости от того, как решится вопрос о его международном правовом статусе и о разделении нефтяных ресурсов между прикаспийскими государствами, Каспий остается общим экологическим объектом региона.
В государственной программе освоения казахстанского шельфа Каспийского моря (КСКМ) отмечено, что обязательным условием проведения нефтяных операций в КСКМ является безусловное соблюдение законодательства Республики Казахстан, касающегося безопасного ведения операций по недропользованию, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, промышленной и пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Как известно, проведение научно-исследовательской деятельности и мониторинга в акватории Каспийского моря в рамках сохранения биоразнообразия обозначено в Тегеранской конвенции ст.20, принятой 4 ноября 2003 года всеми прикаспийскими государствами.
На сегодняшний день мощнейший на Каспии научно-исследовательский флот принадлежит Каспийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства (КаспНИРХа), который насчитывает более 20 судов, в том числе 8 – для морских исследований. Флагманом научного флота является РПС «Исследователь Каспия», оснащенный современным научным оборудованием и промысловым вооружением.
И вот теперь флот Казахстана пополнился еще одним судном для ведения научных исследований на участках проведения морских нефтяных операций.
Для справки: в 1910 году для работы на Северном Каспии было спроектировано и специально построено первое научно-исследовательское судно «Почин», которое имело траловую лебедку, лабораторию и приспособления для сбора научных материалов. С постройкой научного судна начались исследования по изучению биологии морских рыб, мест их икрометания, нагула, зимовки, миграций.