Использование экономического потенциала ресурсов Каспийского моря требует достижения стабильности и безопасности в регионе и прибрежных странах. Об этом в своем выступлении говорил генеральный консул Исламской Республики Иран Махмуд Адиб, выступая на международной конференции «Парадигмы международного сотрудничества на Каспийском море: военные и политические аспекты».
В своем выступлении иранский дипломат отметил, что Каспийское море в последнее время по различным политическим, социально-экономическим, военно-геополитическим и геостратегическим причинам привлекло внимание не только региональных стран, но и трансрегиональных государств.
– Жители прикаспийского региона на протяжении многих сотен лет, пользуясь ресурсами моря, столкнулись с некоторыми проблемами, воздействие и влияние которых продолжается и сегодня. С одной стороны, экономическое использование ресурсов Каспийского моря требует достижения стабильности и безопасности в регионе и прибрежных странах, а с другой стороны любая нестабильность в регионе и прибрежных государствах оказывает непосредственное влияние на уровень экономической деятельности на Каспийском море. Поскольку, разведка, добыча, и транспортировка нефти и газа, использование биоресурсов Каспийского моря и сотрудничество прикаспийских государств в области транспорта и торговли играет значимую роль в безопасности. Это означает, что увеличение капитала, использование новейшего оборудования, технологий и знаний, необходимых для ведения экономической деятельности на шельфе Каспия, будет осуществлено исключительно в условиях мира, безопасности и стабильности в регионе. И, наоборот, в случае любой нестабильности в прикаспийском регионе страны региона могут столкнуться с серьезными вызовами. В связи с этим необходимо распознавание факторов нестабильности, а также принятие соответствующих мер в этой сфере, – подчеркнул Махмуд Адиб.
Как отметил иранский дипломат, одна из особенностей современного мира – это изменение концепции безопасности – многовекторность, неопределенность и транснациональность вопросов безопасности как факторов нестабильности.
– Все мы понимаем, что проблемы безопасности в одной части мира могут очень быстро оказать влияние на другие регионы. И в этой связи международное сотрудничество в вопросах безопасности считается необходимым и неизбежным. Формирование и развитие региональных организаций и региональное сотрудничество в различных уголках мира в последние десятилетия также является результатом и естественной реакцией на этот процесс.
К счастью, такая тенденция проявляется также среди прикаспийских государств. Проведение саммита глав прикаспийских стран в городе Астрахань на побережье Каспийского моря является тому подтверждением. Главы прикаспийских стран, понимая условия, сложившиеся в регионе и во всем мире, в октябре 2007 года в Тегеране, разработав соответствующие механизмы сотрудничества, согласились обеспечить безопасность на Каспийском море. В результате на саммите прикаспийских государств в г. Баку 18 ноября 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности на Каспийском море. Данное соглашение, которое создает правовые основы для сотрудничества в борьбе против браконьерства (незаконной ловли рыбы), незаконной торговли оружием, наркотиками, отмыванием денег, терроризмом и нанесением вреда окружающей среде, после ратификации всеми прикаспийскими странами в ближайшие дни приобретет силу. И это подтверждает необходимость регулярного проведения консультаций, обмена мнениями и сотрудничества представителей прикаспийских стран. Естественно, сотрудничество прикаспийских стран не только содействует установлению стабильности и безопасности в регионе, но и создает почву для развития сотрудничества в других отраслях, – заявил генеральный консул Ирана.
Динамика двусторонних отношений
Хорошей новостью для обеих стран стало завершение строительства участка железнодорожной магистрали от Туркменистана до Ирана. Напомним, что участок железной дороги Жанаоезн – граница с Туркменистаном был введен в эксплуатацию в мае прошлого года с участием двух президентов – Казахстана и Туркменистана.
Таким образом, железная дорога по маршруту Жанаозен – Берекет – Горган становится соединительным узлом между странами Центральной Азии и Персидского залива. Только в следующем году с запуском нового железнодорожного маршрута товарооборот между Казахстаном и Ираном может вырасти до 2 миллиардов долларов.
Работа генерального консульства в Актау пошла на пользу обеим сторонам. К примеру, значительно упрощены процедуры оформления въездных документов для иранских бизнесменов.
Открытие генерального консульства в Актау предоставляет большие возможности для развития экономического и культурного сотрудничества Ирана и Мангистауской области. Два государства связывает море, имеется много общих интересов в нефтегазовой сфере, в вопросах защиты биоресурсов Каспия.
По данным Дархана Уалиханова, директора информационно-аналитического центра «Caspian Bridge»,в экономическом плане имеется ряд перспективных в обозримом будущем направлений для двустороннего сотрудничества.
Так, возможно возобновление и увеличение объемов своповых поставок казахстанской сырой нефти в Иран, тем более что переговоры на официальном уровне по данному вопросу уже идут, о чем сообщил заместитель министра нефти Ирана по международным вопросам Али Маджеди в интервью агентству «Мехр». При окончательном снятии санкций необходимо будет лишь реанимировать действовавшие ранее механизмы обмена сырой нефтью.
– С отменой ограничений на межбанковскую деятельность существенно облегчаются поставки в Иран казахстанского зерна. В первую очередь следует ожидать увеличения объемов отгрузки, осуществляемой через зерновой терминал казахстанского порта Актау. Активной перевалке зерна будет способствовать ожидающееся осенью 2014 года завершение капитальной реконструкции автомобильного сообщения Мангистауской области с северо-западными целинными регионами республики. Кроме того, к концу 2014 года планируется ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки, соединяющей морской регион с центром страны. Указанный транспортно-логистический потенциал дает возможность обеспечить загрузку зернового терминала в иранском порту Амирабад, который был построен в 2010 году совместно с казахстанской государственной компанией «Продкорпорация». Наращиванию товарооборота в иранском направлении будет способствовать также ввод в эксплуатацию железной дороги Узень – Горган через территорию Туркмении. Данная железнодорожная линия обладает высоким транзитным потенциалом для экспорта и импорта товаров в европейском направлении через территорию России, а также в китайском направлении через железнодорожные маршруты Казахстана, – пояснил Дархан Уалиханов.
Кроме того, он отметил, что с отменой ограничений важно развивать совместные казахстанско-иранские проекты в нефтегазовой сфере, в частности, в области разведки и добычи. Не так давно казахстанская делегация во главе с заместителем Премьер-Министра РК, министром индустрии и новых технологий Асетом Исекешевым посетила Тегеран, где национальная геологоразведочная компания «Казгеология» подписала меморандум о сотрудничестве с организацией по геологии и разведке рудников Исламской Республики Иран по обмену научно-техническим опытом.
– Также следует активнее поощрять взаимные бизнес-инвестиции. Помимо упомянутого зернового терминала в порту Амирабад на сегодняшний день известно лишь об одном крупном казахстанском проекте, действующем в Иране в сфере золотодобычи. У иранского бизнеса могли бы быть хорошие перспективы выхода на казахстанский рынок с наработанным потенциалом в сфере сельского хозяйства, машиностроения, строительства и т.д. Применительно к Мангистауской области, где еще не достаточно развито растениеводство, показательны неофициальные данные, о том, что почти половина всех поставок плодоовощной продукции в регион приходится на Иран. И это в условиях действия санкций. Иранскому бизнесу следовало бы рассмотреть возможность строительства здесь тепличных хозяйств и овощехранилищ по собственным технологиям, которые на порядок дешевле, к примеру, голландских. По данным казахстанских растениеводов, монтаж 1 гектара современной теплицы из Голландии стоит порядка 3 млн. евро, иранские же теплицы обойдутся по разным оценкам в 2, а то и в 3 раза дешевле. Не это ли в прямом смысле слова – поле для инвестиций, – вопрошает эксперт.
Он также напомнил, что летом текущего года Мангистаускую область посетила солидная делегация из иранской провинции Хорасан-Резави, которая изучала возможности для развития торгово-экономических связей между двумя регионами. В начале текущего года делегация во главе с руководством Мангистауской области с аналогичной целью посетила иранскую провинцию Мазандаран.
– Таким образом, наблюдается процесс налаживания сотрудничества на региональном уровне, который служит основой для межгосударственного партнерства. В этом смысле Мангистауский регион Казахстана имеет все возможности для выполнения роли экономического хаба для иранского бизнеса, – заключил Дархан Уалиханов.