Вопрос о пассажирских перевозках не в первый раз поднимается на страницах издания. На сегодняшний день основные маршруты нуждаются в пересмотре, коренного обновления требует автобусный парк. Несмотря на былые заверения чиновников о том, что ситуация с работой автобусов должна выправиться, она остается прежней. Подтверждение тому – письма недовольных читателей, которые уверены: власти обязаны решить проблемы, выдвинув конкретные требования к качеству перевозок. То, что это произойдет, было обещано еще в конце 2013 года, но значительных изменений в сфере обеспечения населения перевозками в общественном транспорте не пока произошло.
Письмо в газету
Хочется кричать SOS
«Караул» хочется кричать нашему городскому транспортному сервису. Уважаемые депутаты, управленцы, о чем вы только думаете? Неужели вы не видите, как сложно обстоят дела с общественным транспортом? Хорошо, конечно, отработав в прохладном кабинете, сесть в комфортабельное служебное авто. А кто должен думать о простых горожанах, у которых нет личного транспорта?
Лично мне известно четыре городских маршрута №№ 3, 5, 2, 104. Куда и почему исчезли маршруты №№ 12, 9, 11 – неизвестно. Сегодня я, пенсионерка, поехала в областную больницу в 26 мкр. на такси, обратно возвратиться также была вынуждена на такси. Поскольку официальных городских служб такси в городе не существует, народ пользуется услугами нелегальных извозчиков. При жаре 38 градусов, я 45 минут не могла поймать машину. Меня возмущает, почему возле больницы нет автобусной остановки, через которую бы проходил один из городских маршрутов. Почему жители нижних микрорайонов не могут беспрепятственно ездить в областной больничный городок 26 микрорайона на общественном транспорте. Считаю, что через данный объект должны проходить маршруты городского автотранспорта, причем останавливаться близ приемного покоя. Также хочется поинтересоваться, почему в Актау пустуют остановки возле «Дома быта» в шестом микрорайоне, возле торгового центра «Волна» в пятом? А в 26 микрорайоне, возле комплекса «Саура» крытую остановку с лавочками убрали вовсе, хотя она очень нужна горожанам. Мы недовольны тем, что на православное кладбище не ходит ни один автобус, притом, что раньше туда можно было добраться маршрутами № 11 и 12. Сегодня непонятно, на каком маршруте можно уехать из 1,2,5,6 в 22, 23, 24 микрорайоны? Также с шестого и восьмого микрорайонов нельзя добраться в торговый центр «Астана», а раньше можно было на №12. Получается, что в части города, расположенной ближе к морю, маршруты №2,3 и 5 работают относительно исправно, в другой части автобусы ходят очень плохо. Логика управленцев в сфере транспорта абсолютно непонятна: город растет, а маршрутов становится меньше?
Убедительная просьба к городским властям обратить внимание на данную проблему. Мы намерены обращаться в СМИ до тех пор, пока она не будет решена.
В. П. Пашутина, жительница города Актау
Ответ держал чиновник
Эти и другие вопросы, связанные с проблемами общественного транспорта в городе Актау, мы задали начальнику отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Актау Жетыбаю Кубашеву.
– Расскажите, как вы планируете решать проблемы, накопившиеся в сфере пассажирского транспорта?
– Наш отдел сформировался недавно. Напомню, что отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог был расформирован. 31 декабря 2013 года создан отдел, который будет заниматься вопросами пассажирского транспорта и автомобильных дорог города. Проблем действительно много, мы делаем все возможное. Наша основная проблема – сегодня в сфере перевозок нет конкуренции, в городе работает три компании, которых можно назвать монополистами, это ТОО «Жансерик», ТОО «Айна», ИП «Ахметнабиев». Добавлю, что мы приглашаем частных лиц к работе на городских маршрутах – всех желающих, включая представителей из других регионов.
Что касается изменений, скажу, что приблизительно до конца августа все городские маршруты будут работать по старой схеме. Недавно мы провели тендер по первому лоту, в который включили выгодный для перевозчика маршрут №3 и добавили к нему нерентабельные №№7, 4. Во второй лот входят маршруты №№2 и 9. В третий лот – маршруты №№5 и 6. Четвертый лот – маршрут №1. Работу по новым маршрутам автобусы начнут не ранее сентября.
–Как вы намерены бороться с низким качеством обслуживания в автобусах?
– Как вы знаете, мы не финансируем данную сферу, поскольку государством не предусмотрены дотации, городской акимат лишь контролирует работу пассажирского транспорта. На работу контролером местные жители не идут. Сами понимаете, что работают в этой сфере приезжие, которые выходят в рейс до и после обеда, то есть в две смены. Мы от них требуем порядка, но проблемы все равно есть. Для качественной перевозки населения мы требуем от подрядчика установку GPS-навигаторов, через которые будем контролировать маршруты, данные с GPS будут доступны всем горожанам. Требуем наличие «громкой связи» для оповещения об остановках. Планируется, что такие устройства будут устанавливаться поэтапно – по десять каждый месяц. Добавлю, что по условиям тендера год выпуска автобуса должен быть не ранее 2009 года. В этом году от ПАЗов мы не избавимся, поскольку финансирования со стороны государства, как я уже говорил, нет, а нынешние подрядчики не потянут это финансово.
–Как видно из письма, не весь город охвачен работой городского автотранспорта, будут ли услышаны пожелания жителей?
– Что касается больничного городка – скажу, что внутримикрорайонные маршруты у нас не предусмотрены. Вдоль 26 микрорайона проходят маршруты №№ 2 и 3, можно воспользоваться ими. Через больничный городок в 26 микрорайоне по-прежнему можно будет добираться с остановки возле ТЦ «Заман», либо около мечети. Новый маршрут №6 тоже будет проходить через эту остановку. Что касается православного кладбища – новый маршрут №1 будет проходить близ него. Также этот маршрут будет охватывать четвертый, пятый, восьмой, шестой микрорайоны, останавливаться близ зданий департамента казначейства по Мангистауской области и управления дорожной полиции. Проведенный анализ показал, что пассажирский поток через «Сауру» в 26 микрорайоне маленький. В нашем растущем городе пассажиры могут пользоваться автобусами с пересадкой. Добавлю, что в село Умирзак будет проходить экспресс-маршрут № 6 до спец. ЦОНа (по дороге на село Акшукур).
–Почему автобусы не ходят до положенных 22.00 часов?
–Водители заявили, что после восьми вечера в автобусы практически никто не садится, а значит нет прибыли, наоборот – расходы на топливо. Мы договорились, что после 20.00 часов в рейс будет выходить одна машина, ждать автобус придется полчаса.
–Когда все остановки города будут оснащены необходимой информацией о маршрутах?
– Пилотный вариант за счет городского бюджета такой остановки можно увидеть в 13 мкр. (напротив здания областной прокуратуры). На остановке будет расположено электронное табло, на него, по плану, будет выводиться информация о маршруте – время прибытия автобуса. В дальнейшем все остановки будут оснащены необходимой информацией, но это дорогое удовольствие. Добавлю, что городскому акимату принадлежит лишь 56 остановок в городе, остальные – в руках частных лиц.
– В городе нет службы такси – специализированных одинаковых авто, оказывающих услуги цивилизованного извоза, которые бы стояли в местах большого скопления народа – возле крупных торговых центров и т.д. Как ведется работа в этом направлении?
– Из-за моратория проверять, рекомендовать, что-либо требовать от владельцев такси мы пока не можем. До конца 2014 года мы намерены построить три стоянки для такси: возле рынка «Магаш», поликлиники в седьмом микрорайоне, а также возле здания УДП – это будут огороженные территории. Что касается службы такси, скажу, что у нас есть совместные планы с налоговой инспекцией для осуществления этой идеи.