Статус объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО в Казахстане имеет на данный момент только один объект, расположенный на севере страны – это степи и озера Сары-Арки. Такой статус, как вы понимаете, является предметом законной гордости жителей страны и служит мощным стимулом, привлекает множество туристов со всего мира, а значит, способствует устойчивому развитию этого региона.
Пусть будет благословенна инициатива! Именно благодаря ей инициативная группа решила потратить несколько лет жизни, силы, время и средства на то, чтобы неповторимые ландшафты Устюрта пополнили список ЮНЕСКО.
Началось все с поездки Марка Пестова, кандидата биологических наук, координатора общества амфибий и рептилий при экоцентре «Дрон» (Новгород, РФ) по природным достопримечательностям нашего края. Поскольку впечатления от посещения урочища Бозжира, горы Шеркала, подземной мечети Бекет-ата и других были очень яркими, Марк поделился идеей сохранения этих объектов с Тилом Дитрихом, представителем немецкого союза охраны природы NABU в Астане. Именно он, к слову, 8 лет жизни отдал продвижению Сары-Арки в список ЮНЕСКО и добился этого. К столь благому делу подключились специалисты местного общественного фонда развития экологии и туризма. А в него вошли Евгения Слюсарева, директор ТОО «Турист», много лет отдавшая развитию внутреннего туризма, Влад Ротмистров-Козлов, немало сил и времени потративший на съемку потрясающих фильмов, увековечивших эти красоты, Андрей Астафьев, известный в области и за ее пределами археолог, Бауржан Дощанов, ведущий специалист областного заповедника, за долгие годы работы значительно пополнивший список памятников различными объектами, датирующимися как древней эпохой, средними веками, так и XX веком. Членами фонда стали также Кирилл Осин, известный в регионе борец за улучшение экологии и Евгения Макарова, отстаивающая права животных.
Так вот, первый шаг на пути включения определённой территории в список ЮНЕСКО – стать кандидатами.
– Номинироваться может не любой земельный участок, а особо охраняемая природная территория, имеющая национальный статус, – говорит Марк Пестов. – В Мангистау этому критерию соответствует только заповедник, поэтому эта территория может быть номинирована. Но номинировать только его, считаю, было бы неправильно. Заповедник интересен, но его площадь не охватывает все самые замечательные места. Мы хотим добавить несколько отдельных участков, например, урочище Бозжира, оно не входит в территорию заповедника, Бекет-ата, скала, в которой располагается мечеть, является продолжением чинка Устюрта. Возможно, эти отдельные участки будут прилегать к территории заповедника или, наоборот, разобщены. Определять эти места частью заповедника было бы неправильно, поскольку если их присоединить к территории заповедника, посещение этой территории туристами будет невозможно, только в научных целях. Считаю, эти места должны получить статус национальных парков. Правда, их работу надо правильно организовать, – считает он.
В списке кандидатов числится уже около 10 особо охраняемых территорий. Некоторые объекты находятся в этом списке много лет потому, что сам факт внесения в этот список, к сожалению, ничего не значит, это лишь начальный шаг, а сама процедура является длительной и скрупулезной, которой не один год должна заниматься группа единомышленников. В Мангистау она подобралась. Поэтому Марк надеется, что года через три-четыре она добьется результатов.
Среди объектов, имеющих подобный статус, можно упомянуть озеро Байкал в России, Гранд-Каньон в США. Неповторимое своеобразие ландшафтов Устюрта, интереснейшие геологические, палеонтологические, археологические, исторические и этнографические объекты – все это делает Устюрт и весь Мангистау чрезвычайно привлекательным регионом и по совокупности критериев вполне соответствует требованиям, предъявляемым к номинантам на статус «Объект всемирного природного наследия» (ОВПН) ЮНЕСКО.
Первые практические шаги уже сделаны. Осенью 2013 года представители международной экспертной группы, созданной под эгидой рабочей группы «Евразия» немецкого союза охраны природы NABU уже обратились в областной акимат с этой идеей – внесения ландшафтов Устюрта в список ОВПН ЮНЕСКО для того, чтобы официально начать определенные процедуры. Предложения экспертов были поддержаны руководством областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования и акимом Мангистауской области, одобрены Министерством окружающей среды и водных ресурсов Казахстана.
Это радует. Правда, есть причины и для огорчения. На месторождении Кансу, с прогнозным объемом газа до 20 млрд. кубометров, в этом году должна начаться геологоразведка. А этот участок находится на границе с устюртским заповедником, во впадине Карым -жарык. Но именно эта впадина служит местом зимнего выпаса джейрана, который внесен в Красную книгу Казахстана и является редким видом.
– Джейраны пасутся на плато, а архары на обрывах и скалах, – объясняет Марк Пестов. – Их осталось очень мало: джейранов, по данным экспертов устюртского заповедника, примерно 200-250, а архаров более тысячи. Если начнется разработка месторождения, прокладка инфраструктуры, даже если она будет выполняться с соблюдением экологических требований и норм, джейраны могут совсем исчезнуть, количество архаров – серьезно сократится. Ничего хорошего такое соседство, как вы понимаете, не принесет. Тем более, на территории, прилегающей к заповеднику, ранее уже предпринимались попытки разведки газа и осталось очень много прогнивших и заржавевших остатков труб от скважин. Так что в первую очередь нужно подсчитать, стоит ли овчинка выделки и если да, то попробовать щадящие варианты. Например, способ горизонтального бурения, что, по отзывам моих коллег, позволит расположить базу и инфраструктуру на расстоянии семи километров от места добычи. Это не решит проблему, но снизит ее остроту, – считает он.
Действительно, стоит не раз подумать о выгодах и рисках. Из-за кратковременной выгоды можно потерять то, что восстановить, к сожалению, будет невозможно. Можно много рассуждать о необходимости сохранить этот мир для наших детей и внуков. Но главное – помнить об этом должны те, кто уполномочен – от народа и Президента – принимать решения.