И снова в бой полки уходят…
Не всяк из нас придет к Победе,
Не всяк вернется в дом родной…
По непротоптанному снегу
Полки идут на смертный бой.
Буквально на днях к нам в редакцию обратились родственники одного из бывших защитников Отечества, и причина для этого была достаточно веская. Семья их отца, которому в год начало Великой Отечественной войны едва исполнилось пять лет, в 1942 году получила похоронку на одного из двух своих сыновей, ушедших на фронт. «Қара қағаз» (черная бумага) известила Анапию Тагаеву, сообщив, что ее сын, КамешТагаев, геройски погиб в одном из жесточайших сражений за Сталинград. С тех пор никто из родных даже не знал, где похоронен боец. И только спустя 71 год детям младшего брата солдата удалось не только найти место захоронения родного дяди, но и побывать на могиле, поклониться его праху и привезти на родину бойца горсть земли с братской могилы, где вместе с ним захоронены более трехсот воинов, погибших в боях за Толмачево. А освобождение советскими войсками цитадели под Ленинградом Гатчины от врага, как помним из истории, поставило точку в прорыве блокады Ленинграда в 1944 году. Числившийся в списке погибших солдатиз Мангистауеще два года продолжал биться с фашистской нечистью, освобождая Ленинградскую область.
Найти место захоронения брата отца семье Саурбаевых удалось через Интернет – благодаря российским сайтам «Подвиг народа» и «Мемориал», где представлен полный электронный банк данных документов военного периода. Почти три четверти века родные и близкие погибшего пребывали в неведении о времени смерти Камеш агая, полагая, что похоронен он в грозном сорок втором на территории Сталинградской (ныне Волгоградской) области. Детям его младшего брата удалось не только найти место его захоронения, установить подлинную дату смерти дяди, найти послужной список его боевых наград, но и съездить зимой этого года в село Толмачево Ленинградской области, где в действительности похоронен артиллерист Камеш Тагаев, героически сражавшийся в составе 120-й стрелковой дивизии 543-го стрелкового полка Ленинградского фронта, который сыграл значительную роль в стратегической операции по полному снятию блокады Ленинграда.
Бердихаир Саурбаев, родной племянник погибшего солдата, проделал большую исследовательскую работу, подключив к поискам жену своего старшего брата, доктора филогических наук Жанбиби Дуйсенбаеву, родную сестру, известную в области врача-педиатра Аккумис Саурбаеву. Казахи – народ, свято верующий в поддержку руха своих предков. В том, что поиски увенчались успехом, Бердихаир Каиркулович без тени сомнения уверен в помощи небес и духа родного дяди. Ездили они в Ленинградскую область поклониться праху дяди вместе с супругой Канат Утегеновой, увозя с собой в белой ткани горсть родной земли, где родился и вырос Камешагай.
Думается, для ясности стоит чуть более подробно остановиться на беспрецедентном проекте Министерства обороны Российской Федерации – вышеупомянутых сайтах, где представлены уникальные военные архивные документы о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Это более чем 200 тысяч архивных дел о 30 миллионах награждений общим объемом около 100 миллионов листов. По сути, этот проект – вечный памятник великому подвигу народа в годы войны с фашистскими оккупантами. К спискам представленных к награждению идут сопроводительные документы, в которых дана личная информация о каждом награждаемом бойце с описанием совершенного им боевого подвига, дата награждения. Эти документы стали отправной точкой в поисках места нахождения могилы дяди, сообщил Бердихаир Саурбаев. Так, удалось найти копии приказа о награждении старшего сержанта КамешаТагаева медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». Последний приказ был подписан 2 февраля 1944 года Иваном Федоровичем Галеевым, командиром 543-го стрелкового полка, человеком высокой культуры, заменившего бойцам отца, и неудивительно, что солдаты готовы были отдать жизни за своего любимого командира. Одним из них были солдат из Мангистау, служивший в 120-й стрельковой дивизии наводчиком артиллеристского боевого расчета. Первую свою боевую награду – медаль «За боевые заслуги» – молодой коммунист получил за мужество и подвиг при взятии вошедших в историю Великой Отечественной войны Синявинских высот, где были установлены мощно оборудованные фашистские амбразуры и дзоты, прямой наводкой бившие по поездам, шедшим в Ленинград с продовольствием для его защитников. Советские солдаты в жестоких сражениях, выбив фашистов с господствующих Синявинских высот, сорвали замысел немцев сомкнуть петлю блокады города на Неве плотным кольцом. Последнее награждение Камеша Тагаева – медаль «За отвагу» – было подписано, как уже отмечалось выше, 2 февраля 1944 года, в то время как мать солдата уже два года подряд оплакивала сына, «погибшего под Сталинградом».
В наградном листе молодого командира боевого расчетного отделения, также подписанного И.Ф. Галеевым, даны характеристики на награждаемого, которую мне выслал Бердихаир Каиркулович в электронном варианте. Привожу их полностью: «Сержант Тагаев Камеш во время боя уничтожил 2 пулеметных дзота, что дало возможность пройти нашей пехоте. 18 августа в районе 19 опорного пункта противника прямым попаданием уничтожил дзот противника, несмотря на сильный артогонь противника. Вел себя мужественно, стойко, своим примером воодушевлял бойцов на выполнение боевой задачи».
«Приказ 543 стрелковому полку 120 стрелковой дивизии. От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю медалью «За отвагу» наводчика орудия 75 минбатареи, сержантаТагаева Камеша, в боях за город Гатчина 20-25 января 1944 года проявившего себя смелым и отважным наводчиком, уничтожил дзот противника у деревни Цегедово и рассеял группу немцев, скопившихся для контратаки у города Гатчина». А бои за древний город Гатчину, один из красивейших уголков России, были очень ожесточенными – за каждую пядь земли. По замыслу фашистов город должен был превратиться в руины, как и Ленинград, который оккупанты намеревались стереть с лица земли. 900 дней блокады города на Неве стали одной из самых героических и страшных страниц Великой Отечественной войны.
Всего лишь скупые строчки на пожелтевших от времени бумагах, написанные командиром в перерыве между боями, а как многое они могут рассказать о человеке, выросшем в атмосфере отчужденности, подозренияи презрения людей к семье «врага» народа. Даже в таких условиях Камеш и его братья не ожесточились, не ополчились против советской власти , сумели сохранить в себе лучшие черты и качества, остались верными сыновьями страны, сложив головы ради ее свободы.
Родился Камеш Тагаев, как и его брат Рахмет, в Сыгындыкском ауле (ныне село Сайын ШапагатовТупкараганского района) в семье так называемого врага народа. Отец, Саурбай, уважаемый в ауле аксакал, неоднократно избирался земляками волостным. Клеймом «враг народа» был заклеймен после того, как зарезал и роздал мясо последнего своего верблюда пухнущим и умирающим от голода аульчанам. В ноябре 1938 года был вывезен в Гурьев и здесь, в застенках областной тюрьмы расстрелян без суда и следствия по решению «тройки» НКВД. Мать Камеша и четверо ее детей сполна испытали на себе все унижения и презрение новой власти, для которой заклеймить и безвинно лишить человека жизни ничего не стоило. Более полувека они жили с печатью «семья врага народа». Как ни парадоксально, но сотни тысяч таких, как КамешТагаев, родители которых были незаслуженно оклеветаны, сосланы в лагеря, на поселения в Сибирь, расстреляны как враги народа, в годы Великой Отечественной войны шли добровольцами на фронт, защищая Отечество от фашистских оккупантов, доказывая ценой своей жизни верность и служение родной стране, для которой они были отщепенцами.
Добровольцами ушли на фронт также Камеш и Рахмет, чтобы с оружием в руках отстаивать свободу родной страны, руководство которой осиротило их, не оставив им даже право поклониться месту захоронения отца. Реабилитирован был Саурбай лишь 47 лет спустя, в 1989 году. Рахмет, 1918 года рождения, до сих пор числится без вести пропавшим. В документах, где указаны фамилии дезиртировавших в годы войны либо попавших в плен советских солдат фамилии Рахмета Саурбаева нет. Вероятнее всего, похоронен он под Сталинградом, куда была отправлена вся партия бойцов-новобранцев, ушедших на фронт из Мангистау в ноябре 1942 года. По данным Шевченковскогорайвоенкомата Рахмет и Камеш числились в списке погибших и похороненных под Сталинградом.
Кстати, сегодня Толмачевский мемориал пополнился еще четырьмя фамилиями безымянных солдат, покоящихся в братской могиле среди 306 погибших. Вместе с фамилией дяди,КамешаТагаева, Бердихаиру Саурбаеву в ходе поисков удалось выявить, что в числе неизвестных бойцов, захороненных здесь, числились Калинин Петр Иванович, Хренников Александр Иванович, Смирнов Аркадий Васильевич и Желтухин Петр Николаевич.
В Толмачево Б.К. Саурбаев повез копии всех архивных данных, которые ему удалось найти в ходе поисков. У казахов говорят: «Жақсы адамның жолы болады» (хорошему человеку сопутствует удача в пути). Буквально накануне их приезда на месте обветшавшего со временем Толмачевского мемориала – гранитной плиты с установленной на ней четырехугольной двухметровой стелой, на которой высечена надпись «Вечная слава советским воинам, погибшим в боях за Родину» – силами общественности, руководителей преприятий и предпринимателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга установили памятник воину-освободителю. Открытие скульптуры солдата с автоматом в руке, стоящем на гранитном постаменте высотой 2,5 метра, было приурочено 71-й годовщине со дня освобождения Толмачева от фашистских оккупантов. Камеш Тагаев погиб в боях за Толмачево 9 февраля 1944 года, а на следующий день, 10 февраля, советские войска победителями вошли в поселок.
Спустя 71 год, 10 февраля, в день открытия памятника Неизвестному солдату Бердихаир Саурбаев, племянник геройски погибшего на Ленинградском фронте солдата из Мангистау, наконец воздал дань памяти родному дяде, преклонил колени у братской могилы, не скрывая слез. Долго и упорно семья шла к этому дню – преодолевая неизвестность, годы и расстояния. Не сдерживали слез и прибывшие на торжественный митинг гости и организаторы мероприятия – главы администраций, депутаты, воины местных гарнизонов, руководители ряда предприятий, представители общественности, ветераны войны, на долю которых пришлись огонь, вода и медные трубы Великой Отечественной войны. Многим из них было по 20 лет, как и всем тем молодым безусым воинам, кто похоронен вместе с парнем из Казахстана в общей братской могиле. Тогда никто не делил Родину на принадлежность по национальности – Родина у всех была одна, как и одна великая Победа на всех. Эти слова произнес и Бердихаир Саурбаев на открытии памятника.
Бердихаир Каиркулович также сообщил нам, что от имени семьи они установили у братской могилы мраморную плиту с высеченным на ней по мусульманским канонам полумесяцем, указали имя, фамилию, год рождения дяди, его родовое происхождение. Благодарные россиянам за теплую встречу и гостеприимство, с чувством исполненного долга, они вернулись на Родину, привезя с собой горсть земли с места захоронения дяди, которую семья перезахоронит на кладбище Ауезаулие вблизи села Таушык по всем обрядам шариата.