Ветеран Иван Михайлович Прапорщиков со своей супругой Антониной Федоровной вместе уже 60 лет. 14 апреля ему исполнилось 89 лет! С чем еще можно поздравить ветерана? С рождением правнука Василия и ожиданием рождения других правнуков. Как ни крути – отличные причины для радости.
Помогать фронту, рассказывает ветеран, он начал еще в 1941 году, когда ему исполнилось 15 лет. Всех комсомольцев, по его словам, а набралось вместе с ним человек сорок, отправляли как участников трудового фронта на различные задания. Ему с телегой и лошадью приходилось возить камни.
– Сам я из Кашина, это в 60 километрах от города Калинин, сейчас это Тверь. А Калинин в то время уже был занят немцами. Так вот, меня отправляли в окрестности Калинина по фронтовой полосе ремонтировать дороги, поскольку они были разбомбленными. Приходилось и трупы возить, не должны они лежать на земле, их хоронить надо! А потом он попал в Горьковскую военную школу радиоспециалистов – ГВШР, – рассказывает ветеран.
Город Горький, к слову, почти 60 лет носил имя известного писателя и только в 1990 году возвратил себе историческое имя Нижний Новгород.
В военной школе при ветеране тогда готовили шесть рот радистов: не только юношей, но и девушек для последующего десанта в тыл врага. Их обучали прыгать с парашютом, работать с радиостанцией, восстанавливать связь.
Около года учился Иван Михайлович, а потом получил направление в действующую армию в качестве радиста. Правда, комиссия его не допустила к службе и направила его на работу на московский завод, где молодые пареньки точили бомбы и мины, приближая победу. Чуть позже его все же призвали в армию и отправили на фронт в Белоруссию, где он воевал за Бобруйск и Барановичи. Воевал он в восьмом танковом корпусе Второго Белорусского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. Полк Ивана Михайловича именовали полком прорыва. Большую часть ветеран проводил в танке или штабной машине, и его постоянно охраняли…
Ветеран дошел до Берлина. Севернее Берлина, рассказывает Иван Михайлович, они встречались с нашими союзниками.
– Да, наши части встречались с американцами. А потом мы прошли вдоль и поперек всю Германию: населенные пункты Вальдек, Дойчкроне, Лукайтскройч, крупный город Шнайдемюль, – вспоминает он.
До 1950 года Иван Михайлович служил в Германии. Потом демобилизовался и отправился в Киргизию, там у него, в Таласской области, служил брат. Работу он себе, поскольку имел военную специальность, не нашел и поехал учиться в Ташкент. В политехнический институт связи его взяли практически без экзаменов – фронтовик, у которого за плечами школа радистов…
Его будущая жена Антонина Фёдоровна работала в Киргизии медсестрой. Встретились они, поженились, а жили на китайской границе. Ближе к 1965 году они получили направление в город Шевченко, у них тогда уже было двое ребятишек: старший Николай и младший Виталий.
К слову, еще до Шевченко Иван Михайлович успел пять лет поработать на атомном предприятии. Жена вспоминает, что каждый раз носила мужу на предприятие кефир. Учитывая его опыт (специальность КИПиА), направили его сюда помогать налаживать разработку урана. Здесь он работал в подразделении ПГМК – ХГМЗ. В целом, его «урановый» стаж превышает 20 лет. А жена устроилась на работу в санэпидемстанцию…
У Ивана Михайловича и Антонины Федоровны шесть внуков. Сын Виталий с женой Викой живут в Актау, навещают родителей, а Николай живет в Барнауле (Россия). Они, обычно летом, приезжают к ним. Ждут их с нетерпением и в этом году…
Конечно, со здоровьем у обоих супругов проблемы. Оба жалуются на колени, суставы. В прошлом году, по их словам, получили курс уколов очень эффективного препарата. Правда, сетуют старики, повторный курс так и не был выполнен.
– Обещала медсестра, обещала, да только не дождались мы ее, как и повторного курса. А его обязательно надо было выполнить! Ведь тогда весь результат лечения ставится под вопрос, – говорит Антонина Федоровна.
Странно, что с высоких трибун мы слышим необходимость помнить о войне и в первую очередь, ветеранах, которым есть и возможность, и силы, и средства помочь, а когда доходит до дела мы, каждый из нас, об их заботах, за суетой дней и собственными заботами, забываем. Тем более, что чиновники сферы здравоохранения не раз говорили о возможности помощи ветеранам и старикам на дому, создания домашнего стационара. Может, стоит вспомнить об этом или найти другую возможность качественно помочь?
С радостью старики говорят о возможности ремонта в старой квартире. Правда, как его проводить, если невозможно освободить комнаты, тоже непонятно. Антонина Федоровна говорит, что не так давно им предложили новую квартиру, они с радостью согласились, а потом об этом чиновники благополучно забыли…
Также они делятся другой радостью – прилегающая к их квартире земля огораживается. На ней деревья, посаженные руками Антонины Прапорщиковой.
Газета желает супружеской чете только хороших новостей. А всем остальным, чтобы хорошие новости были у каждого обеленного сединой пожилого человека, чтобы мы, для кого ковалась победа, почаще вспоминали о чужих заботах и проблемах.