«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы увидеть
контуры будущего».
Нурсултан Назарбаев
В практике Великой Степи, когда не было тюрем, казематов, роль судей испокон веков отводилась людям, обладающим высоким авторитетом среди сородичей – умным, влиятельным, справедливым. В памяти благодарных потомков остались имена выдающихся биев Степи – Толе би, Айтеке би, Казыбек би, которые не только примиряли стороны, объективно разрешая споры, но и решали дела государственной важности, утверждая принципы справедливости, гуманизма и демократии Великой Степи. И даже спустя века, в эпоху всеобщей глобализации современного общества, принципы уникальной судебной системы наших предков не потеряли своей актуальности. Более того, сегодня перед обществом стоит вопрос возрождения института биев в формировании государственности и правовой культуры казахстанского общества, актуальности традиционной системы нравственно-правовых ценностей обычного права. Об этом и шла речь на форуме «Дау мұраты – біту» («Цель споров – примирение»), в котором принял участие заместитель акима области Максат Скаков.
Организатором этого масштабного мероприятия, которое прошло в Доме дружбе, выступил Мангистауский областной суд совместно с областным филиалом Ассамблеи народа Казахстана. В нем приняли участие руководители судейского корпуса и прокуратуры области, представители государственных и правоохранительных структур, НПО, ветераны судебной системы, руководители этнокультурных объединений, научные сотрудники КГУТИ им. Ш. Есенова, предприниматели и медиаторы.
Форум открыл председатель областного суда Ержан Даулиев. Он отметил, что Глава государства в своем программном документе предложил конкретные механизмы развития национального самосознания, подчеркнув важность сохранения богатого исторического наследия народа.
Как сообщил главный судья области, в регионе запущен пилотный проект досудебного примирения, который уже действует в течение полугода. Проект, предусматривающий образование совета биев из числа уважаемых аксакалов района, реализуется в Мангистауском районе и уже дает неплохие результаты.
– Казахский суд биев – это уникальная судебная система, правосудие, уходящее своими корнями вглубь веков к периоду становления казахской государственности. Только глубокие познания в судебных обычаях, вкупе с ораторским искусством, давали казахам почетное звание биев.
И сегодня через модернизацию общественного сознания мы имеем возможность признать и восстановить элементы суда биев в качестве национального достояния.
Одно из направлений семи камней правосудия, которым мы руководствуемся в работе, это – примирение до суда с участием уважаемых аксакалов и примирение в суде конфликтующих сторон с помощью примирительных судей. Суд биев, как мы надеемся, поможет снять нагрузку с судебной системы по рассмотрению любой категории дел – будь то споры семейных взаимоотношений, экономических или гражданских отношений, трудового характера. Одновременно идет правовое воспитание населения аксакалами, которые в деле примирения сторон руководствуются богатейшим арсеналом из своего жизненного опыта – знаниями, профессионализмом, авторитетом, влиянием в обществе. Уверены, что восстановление суда биев станет одним из эффективных способов снижения конфликтных ситуаций в обществе, – выразил надежду Ержан Даулиев.
Медиации, как способу регулирования и решения различных конфликтов и споров, отводит особую роль и заместитель акима области Максат Скаков. В своем выступлении он отметил, что ее корни восходят к истории зарождения и становления судебных органов в казахской степи, когда судебная власть, принадлежавшая биям, имела исключительное значение в казахском обществе и разрешение конфликтных споров было ведущей формой власти в системе управления.
– Вышедшие из народной среды бия были близки к народу, понимали их чаяния, выносили свои вердикты справедливо, гуманно, не делясь на жузы, роды, основываясь на гражданскую ответственность, высокий уровень мышления и внутреннюю культуру. С их мнением считалась даже высшая знать – султаны, ханы. Решения судов биев являются выдающимся памятником исторической мысли Великой Степи. Бии выполняли практически все правовые функции государства – и знатоки, и интерпретаторы, и охранители законов, и реформаторы, и законодатели, и советники ханов и султанов, – сказал он.
Максат Нурлыбекович также привел примеры беспристрастного вынесения справедливых решений биями Мангистау, а их в истории края было немало. Ермембет би, Кобен би, Кулшук би, Кожик би, Матжан би, Карабала би, Батанияз би – к мнению этих и других авторитетнейших аксакалов края, которые в деле примирения сторон руководствовались глубоким знанием степного судебного устройства и мудростью, на Мангистау прислушивались все – от безусых юнцов до убеленных сединой аксакалов. «И наша с вами задача заключается в том, чтобы, основываясь на принципах мира и согласия, которыми руководствовались наши предки, суметь сохранить верность идеалам стабильности и единства нашего многонационального казахстанского общества», – заключил свое выступление Максат Скаков.
Эта мысль – необходимость упрочения единства и согласия многонационального народа Казахстана, умение конструктивно взаимодействовать между собой, начиная с раннего детства, развитие школьной медиации, опирающейся на гуманистические ценности и способствующей конструктивному решению межэтнических конфликтов – красной нитью проходила и в выступлении председателя еврейского этнокультурного объединения «Шалом» Юрия Кержбаума.
Сегодня, как отмечали выступающие на форуме, как нельзя кстати восстановление суда биев, решение споров медиативным соглашением, что способствовало бы эффективному снижению конфликтов в обществе. В каждом ауле, в каждом городе есть уважаемые, авторитетные старейшины, аксакалы, к мнению которых прислушиваются в обществе. Таких людей нужно подготовить, обучить на курсах медиации. Без лишней бюрократии, не доводя дело до суда, с помощью силы слова они смогут уладить конфликт и привести людей к общему примирению. Примером тому служит член совета ветеранов Мангистауского района Ержан Карабаев. Аксакал сегодня возглавляет совет биев в районе, организованный полгода назад. «Советы биев играют значительную роль при регулировании споров тяжущихся сторон и проведении примирительных процедур. Зачем доводить дело до суда, когда можно без лишних материальных затрат, без нервотрепки и траты времени принять решение, удовлетворяющее обе стороны?» – вопрошает старейший ветеран судебной системы, приводя примеры из опыта медиативного регулирования конфликтов и споров в практике аксакалов Мангистауского района. Ержан Карабаев подчеркнул, что в практике совета биев, который он возглавляет, они руководствуются мудростью предков, которые не только примиряли стороны, участвующие в суде, как бы ни были сложны и обострены их взаимоотношения, но и, в первую очередь, обеспечивали спокойствие в обществе и единство народа.
Медиативное разрешение споров очень успешно применяется и среди представителей делового круга. По словам Амиргали Жанаева, заместителя директора палаты предпринимателей Мангистауской области, порядка тридцати дел прекращено путем примирения между субъектами МСБ.
Хорошие результаты дает пилотный проект «Примирительные процедуры в суде», реализуемый в Актауском суде №2 с мая текущего года. Как рассказала на форуме судья-медиатор Анар Толыкбаева, с начала запуска проекта в здании суда открыта комната примирения, оборудованная под комнату, с комфортной уютной обстановкой, располагающей к теплой беседе, проведению переговоров. Здесь и проводятся примирительные процедуры. Результаты проекта говорят за себя. Так, из 692-х исков к сегодняшнему дню сто исковых заявлений, семьдесят пять из которых – иски о расторжении брака, завершились, так и не дойдя до суда, формулировкой «В связи с примирением сторон». А это – семьдесят пять сохраненных семей, сто девяносто восемь детей растут и воспитываются в полных семьях.
О преимуществах проведения примирительных процедур, когда тяжущиеся стороны, остыв от накала эмоций, в обстановке, располагающей к спокойной, доверительной беседе, приходят к примирению, продемонстрировал видеоролик, который подготовили организаторы форума. Герои фильма – молодая чета, родители двоих детей, – поддавшись эмоциям в разгаре ссоры, подали заявление на развод. Благодаря доверительной беседе судьи-медиатора с супружеской четой, его профессионализму и обстановке, располагающей к примирению, муж и жена поняли горячность и поспешность своих действий. Сегодня оба вспоминают о конфликте как о дне прошлом. «Главное – мы сохранили семью, прошли проверку на прочность брачных уз. Такие проекты имеют место быть. Они актуальны и своевременны», – утверждают оба. Собственно, и примирительная процедура ориентирована не столько на выяснение чьей-либо правоты, сколько на конструктивный поиск решения спора.
Завершился форум подписанием обеими сторонами – областным акиматом и областным судом – меморандума, направленного на расширение поля применения внесудебного примирения с целью популяризации примирительных процедур среди населения и создания совета биев. Главная задача суда биев – помогать людям решать возникшие споры на основе традиционного казахского права, искать компромиссные пути примирения.
Справочно: В истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же роль, как римское право для западной культуры и современного права.
Свод норм обычного права «Жетi жарғы» («Семь установлений»), который, по сути, стал непосредственной системой законов, кодексом судебной власти, составлен благодаря усилиям, знаниям и мудрости трех выдающихся биев – Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
Суд биев состоял из нескольких человек, так как решение одного человека всегда вызывает подозрение, его могут подкупить, он может заблуждаться и это чревато вынесением несправедливого приговора. Наши предки были мудрыми и придерживались принципа судить не одному, а с несколькими опытными, вызывающими доверие известными в Степи людьми.
Айтеке-би говорил: «Моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть». При таком мощном посыле суд биев обладал совершенным, максимально упрощенным и действенным судопроизводством. Известный русский исследователь ХIХ века Василий Григорьев писал: «...у них (казахов – Ред.) возникло такое превосходное судопроизводство и такие порядки следственного и судебного процесса, каким могут позавидовать многие издавна цивилизовавшиеся народы».
Даже в условиях российской колонизации, когда с присоединением Казахского ханства к Российской империи судебное устройство в степи целенаправленно реформировалось, а в городах и аулах начали строиться тюрьмы, суд биев продолжал действовать, неизменно оставаясь высшей инстанцией для казахского народа.
Выдающийся исследователь казахского народа конца XIX века А.Е. Алекторов писал: «Ордынец привык у себя, дома, разбираться по всем ссорам, обидам, дракам и другим дрязгам, неизбежным в домашнем его быту, судом биев и стариков. Каждый бий и старик при разбирательстве дела считает священным долгом оказать тяжущимся полную беспристрастную справедливость; он терпеливо выслушивает все малейшие подробности – как приносимой жалобы, так и оправдания – и потом уже объявляет свое решение, принимаемое всегда беспрекословно и свято выполняемое. На суде биев всякое дело разбирается тихо, чинно, без всякой экзальтации – возвысить голос считается здесь верхом неприличия. В отношении справедливости суда киргизы (казахи – Ред.) очень требовательны. Для того чтобы выиграть в их глазах и стоять, так сказать, на почве незыблемой славы, прежде всего, надо знать основательно предания и обычаи, освященные веками, необходимо, кроме того, иметь огромную память для изустного решения дел, требующих иногда изложения до мельчайших подробностей всего хода при большом стечении народа; затем справедливость — присутствие ее всего важнее».
Сегодня, как подчеркивают современные блюстители закона, практика доказала способность нашей страны преодолевать культурные и цивилизационные вызовы именно благодаря своим корням, а также духовным достижениям наших предков.
В архивах истории Казахстана имеется немало сведений о дипломатической миссии биев, которые, устанавливая взаимоотношения с Восточной Европой, Россией, Китаем, Ираном, Индией, Центральной Азией, Джунгарией, добились роста авторитета нашей страны в мировом сообществе.
К слову сказать, для будущих юристов в скором времени выйдет пособие «Традиционное право и суд биев казахского народа». В учебную программу Академии правосудия рекомендовано ввести специальный курс «Ораторское искусство казахских биев». Будущим управленцам полезно знать, как биям удавалось – без кровопролития, войн и оружия, руководствуясь исключительно мудростью и здравомыслием – находить миротворческие пути решения сложнейших, острых вопросов, не раз уводить страну от губительных войн, сохранять ее территорию и главное – единство народа.