В XXI веке борьба за клиента ведется на полях электронного пространства, и этим уже никого не удивишь. Любой казахстанский предприниматель в настоящее время может принять участие в торгах на электронной площадке и получить солидный заказ.
Электронный аукцион – аукцион, проводящийся посредством интернета на специализированных сайтах (либо сайт-аукцион, либо электронная торговая площадка). В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать не находясь в определённом месте проведения, а делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.
В отличие от так называемых «бумажных процедур» электронные торги наименее трудоемки и наиболее удобны при организации участия в них.
Электронная площадка представляет собой размещенную в сети интернет информационную систему общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена между собой информацией проводят электронные торги.
Электронный аукцион не затрудняет возможности потенциальных участников из отдаленных регионов страны. Более того, «бумажные процедуры» имеют ряд недостатков. Например, высокий уровень коррупции, так как в таких торгах заказчики имеют возможность фальсифицировать документы и совершать противоправные манипуляции с заявками участников. Такие процедуры довольно сложно проконтролировать и у них крайне низкий уровень открытости, объективности и конкурентности. Общие положения
Виды аукционов:
Аукцион на повышение - Победителем признается участник, предложивший наивысшую цену.
Аукцион на понижение - Победителем становится участник, который первый подтвердил нажатием кнопки устроившую цену.
Каждая разновидность электронных торгов имеет свои особенности. При этом всем электронным торгам присуще и общие родовые (системные) признаки:
♦ первый — в торгах одинаковый состав участников электронного взаимодействия, состоящий из трех элементов:
1. организатор торгов;
2. оператор электронной площадки;
3. пользователи электронной площадки.
♦ второй — торги проводятся на электронной площадке, которая является способом связи этих трех элементов, то есть структурой системы, призванной своевременно обеспечивать участников электронного взаимодействия необходимой информацией.
Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключение сделки на имущество (имущественными правами), выставленное на торги в качестве лота.
Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки, или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг.