Современное развитие мирового сообщества требует дальнейшего совершенствования сотрудничества в различных сферах жизни, в том числе и в правовой деятельности.
В эпоху глобализации усиливаются интеграционные процессы, как экономического развития, так и в правовых системах государств. Это требует от правового сообщества выработки новых способов взаимодействия, сотрудничества и координации.
Развитие экономического сотрудничества немыслимо без его правового обеспечения. Разрешение возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров обеспечивается правовыми средствами, куда наряду с судебным разрешением конфликтов входит и арбитражное разбирательство. Эффективность и роль последнего всемерно возрастает, ибо арбитраж обеспечивает оптимальное внесудебное урегулирование споров. В этой связи представляют бесспорный интерес вопросы рассмотрения споров в арбитраже.
Рассмотрим главные преимущества рассмотрения споров в порядке арбитража. Они заключаются в том, что:
во-первых, процедура избрания арбитров способствует независимости и беспристрастности арбитража;
во-вторых, стороны самостоятельно выбирают компетентных и опытных специалистов (арбитров);
в-третьих, возможность определения сторонами компетенции и процедуры рассмотрения спора, более широкие возможности применения принципов добросовестности, справедливости, конфиденциальности и быстрота разрешения спора;
в-четвертых, решение является окончательным, и ни какой иной орган не вправе пересмотреть первоначальное решение арбитража по существу;
в-пятых, обязательность арбитражного решения для сторон и гарантированность, в большинстве случаев, принудительного исполнения этого решения, если стороны будут уклоняться от добровольного исполнения (на основе положений Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении арбитражных решений);
в-шестых, конфиденциальность рассмотрения спора, т.е. арбитражный процесс является закрытым, что способствует сохранению деловой репутации сторон.
В связи с этим признание официальными органами арбитража на международном уровне и на уровне принятия внутригосударственных актов имеет принципиальную значимость для арбитражной практики.
8 апреля 2016 года в Республике Казахстан был принят Закон «Об арбитраже», который должен способствовать эффективному разрешению споров и развитию арбитража в соответствии с международными стандартами.
Важность принятия этого закона подтверждается тем, что согласно анализу судебной практики в Республике Казахстан требования об отмене решений третейских судов подлежали удовлетворению практически в 100 % случаев.
Одним из преимуществ Закона «Об арбитраже» необходимо признать то, что он объединяет в себе нормы двух утративших силу законов - о международном арбитраже и о третейских судах. Это позволило убрать дублирование и повторы в одинаковых положениях законов, что будет способствовать, более продуктивной и эффективной работе арбитража.
Также Законом предусмотрены положения, которые, по нашему мнению, положительно повлияют на дальнейшее развитие арбитража в Республике Казахстан. Коротко отметим следующие основные положения.
1. Правила разбирательства устанавливаются сторонами. Этим расширяется диспозитивность арбитражного разбирательства.
2. Установлен запрет на образование арбитража государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора, естественных монополий и субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке товаров и услуг, их дочерними и зависимыми организациями, а также банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.
Данная норма способствует исключению навязывания крупными компаниями инициативы разрешения спора путем разбирательства в арбитражах, являющихся аффилированными лицами данных субъектов.
Кроме того, это позволит снизить злоупотребления со стороны банков, которые в большинстве случаев принимают решения в свою пользу.
3. Создана основа для функционирования Арбитражной палаты.
Международный опыт существования Европейской арбитражной палаты и различных арбитражных ассоциаций в России, Украине и др. странах показывает, что создание Арбитражной палаты будет способствовать продвижению деятельности арбитража.
Основная функция Арбитражной палаты - это представление и защита интересов арбитров и ведение реестров. Ведение реестров арбитров является актуальным вопросом, т.к. в настоящее время нет единого центра по ведению статистики арбитров.
Также в полномочия Арбитражной палаты будет входить назначение и прекращение полномочий арбитра при возникновении разногласий между сторонами.
4. Исключен возможность пересмотра арбитражных решений судами по существу (исключен принцип законности, как основание для отмены решений третейских судов);
5. Сторонам предоставляется возможность урегулировать спор, который рассматривается в порядке арбитражного разбирательства путем медиации и утверждения соглашения об урегулировании данного спора.
6. Третейские решения, вынесенные до принятия Закона «Об арбитраже» могут быть переданы на принудительное исполнение в порядке, предусмотренном для арбитражных решений (гл.20 ГПК РК).
7. Адвокаты имеют право осуществлять деятельность в качестве арбитра. Ранее им это запрещалось в соответствии с п.5 ст.15 Закона РК «Об адвокатской деятельности». Это позволит адвокатам принимать активное участие при разрешении арбитражных споров.
Таким образом, принятый Закон «Об арбитраже» придаст новый импульс не только развитию арбитражного института в Казахстане, но и послужит привлечению инвесторов в условиях большей правовой защищенности и гибкости национального законодательства при разрешении спорных вопросов.
Источник: Интернет-ресурс http://adilet.zan.kz