В департаменте государственных доходов состоялась пресс-конференция, в ходе которой были разъяснены реформы, проводимые в уголовно-процессуальном законодательстве.
Руководитель отдела по профилактической работе и контроля ДГД по Мангистауской области Омирсерик Тажмаганбетов объяснил, что в соответствии с концепцией правовой политики Республики Казахстан на 2010 -2020 годы пересмотрено уголовно-процессуальное законодательство с целью создания оптимальной модели судопроизводства. Принятие в июле 2014 года новых уголовного и уголовно-процессуального кодексов и их практическое применение с 1 января 2015 года подтвердило правильность начатых реформ.
В электронном виде реформа пройдет в пяти областях Казахстана в пилотном режиме, а со следующего года будет внедрена во всех регионах.
Как объяснил начальник 2-го управления прокуратуры области Азамат Велиев, эти реформы направлены на прозрачное ведение уголовных дел.
- Все уполномоченные должностные лица, допустим, следователь, начинает производство по уголовному делу. Как только он зарегистрировал, ввел в базу данных уголовное правонарушение, прокурор у себя на компьютере сразу может проверить законно или незаконно принято решение, ранее для этого ему необходимо было отправлять запросы, чтобы проверить материал. Эти реформы оптимизируют уголовный процесс, самое главное помогут сэкономить время, - объяснил Азамат Велиев.
- Новый порядок производства по уголовным делам направлен на неукоснительное обеспечение защиты, незамедлительную и полную реабилитацию от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, - сообщил Омирсерик Тажмагамбетов.
Межведомственной рабочей группой, куда вошли МВД, КНБ, Администрация президента, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции, Агентство по делам государственных служащих и противодействию коррупции, Министерство юстиции, выработан комплекс предложений по базовым направлениям модернизации системы уголовного преследования.
Основными приоритетами стали:
Согласно приоритету, предусматривающему повышение уровня защиты прав и свобод человека в уголовном процессе, будет проводиться работа по расширению перечня оснований, по которым мера пресечения в виде ареста не будет применяться.
В первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.
- Содержание под стражей, как самая суровая мера пресечения, должна носить исключительный характер и применяться лишь тогда, когда другие меры пресечения использовать невозможно. По преступлениям, по которым объектом посягательств является сфера экономической деятельности, применение содержания под стражей является нецелесообразным, - пояснил Омирсерик Тажмаганбетов.
Согласно приоритету, предусматривающему сокращение срока доставки задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов, то здесь оптимальным видится доставка в течение 48-ми часов с использованием оставшегося до истечения 72-х часового предусмотренного Конституцией срока для судебных процедур, в т.ч. связанных с проверкой обоснованности подозрения и возможностью немедленного освобождения задержанного из-под стражи при отказе судьи в даче санкции. Только в исключительных случаях перечень которых должен быть законодательно ограничен, доставление к следственному судье может превышать 48 часов.
Сегодня задержание все ещё воспринимается гражданами как средство оказания давления с целью получения признательных показаний. Поэтому порядок ограничения основных прав человека должен быть усовершенствован и максимально приближен к лучшим мировым практикам.
Повышение защиты прав задержанного должно охватываться не только сокращением срока его доставления к судье, но дополнительными процессуальными барьерами. Необходимо сократить перечень оснований, когда орган расследования может по собственной инициативе задержать человека. Это сократит риски оказания давления и пыток. А наличие в органах расследования конкретного должностного лица, ответственного за соблюдение конституционных прав и свобод человека, станет дополнительным барьером по их защите.
Еще одним условием снижения рисков злоупотребления является проведение обязательного медицинского освидетельствование перед водворением человека в места временного содержания, в том числе в присутствии независимых, возможно по выбору задержанного, медицинских работников.
Реформы в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве коснутся также вопросов повышения состязательности уголовного процесса, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов; упрощения процедур расследования и обеспечения экономичности процесса; расширения судебного контроля за досудебной стадией, прежде всего в форме санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия; исключения дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.