Как рассказала газете «ОМ» руководитель отдела по работе с имуществом, поступившим в собственность государства по отдельным основаниям, Айнагуль Дильмухамбетова на сегодняшний день для государственных служащих, занимающих ответственную государственную должность, при выполнении служебных функций, остаётся актуальным вопрос рисков и потенциальных возможностей для коррупции. И в их случае эти риски выше, чем в других сферах, так как связаны с распоряжением бюджетными средствами. Поэтому актуальность проблемы коррупции и необходимость борьбы с ней ни у кого не вызывает сомнений.
В этой связи в соответствии с пп.4 п.1 ст.12 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции» вцелях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностными лицами, а также лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, они принимают на себя антикоррупционные ограничения по принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
– Под взяточничеством подразумеваются действия должностных лиц органов государственной службы, направленные на получение определенных выгод материального или имущественного характера в ответ на совершение в интересах взяткодателя определенных действий (бездействия), – поясняет Айнагуль Дильмухамбетова. – Взятка относится к коррупционным преступлениям, к ответственности привлекаются обе стороны. К взятке не применяется срок давности и условное осуждение. Однако уголовной ответственности можно избежать (но с наложением дисциплинарного или административного наказания), если есть совокупность всех трех следующих условий: это произошло впервые, отсутствует предварительная договоренность и стоимость подарка не превышает 2 МРП, – заключает руководитель отдела.
Законом предусмотрены и другие составы правонарушений, которые напрямую могут применяться к дарению подарков. Это получение или предоставление незаконного материального вознаграждения – коррупционное административное правонарушение, санкции которого распространяются на дающего и на получающего подарок. При этом стоимость подарка значения не имеет. Дарение подарка может представлять собой такое уголовное преступление как получение незаконного вознаграждения. Это не относится к коррупционным преступлениям, ответственность применяется только в отношении принимающих подарок лиц - сотрудников организаций публичного сектора, служебная деятельность которых не связана с отправлением государственных функций, а также к представителям частного сектора, не связанных с выполнением управленческих функций. Стоимость подарка не выше 5 МРП и отсутствие предварительной договоренности в совокупности могут служить основанием для освобождения от уголовной ответственности.
В соответствии с пп.10 и пп.17 п.1 ст.50 Закона Республики Казахстан "О государственной службе" от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу, признаются следующие деяния государственных служащих:
- дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;
- принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций от государственных служащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.
Так, в соответствии с п.17 ст.50 Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК «О государственной службе Республики Казахстан», по законодательству и согласно этическим нормам госслужащие не имеют права получать подарки. Подарки, поступившие без ведома государственного служащего, а также полученные им в связи с исполнением соответствующих функций, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные государственному служащему при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денег в республиканский бюджет. На сегодняшний день специальный государственный фонд находится при Мангистауском департаменте государственного имущества и приватизации Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан.
– При этом государственный служащий, к которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда, – уточняет Айнагуль Дильмухамбетова. – Вырученные от продажи подарков деньги специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет. Так, за 2016-2017гг. в специальный фонд Мангистауского департамента государственного имущества и приватизации государственными служащими было передано семь таких предметов. В связи с тем, что служащие отказались от дальнейшего выкупа, данное имущество в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Республики Казахстан «Об утверждении правил реализации или использования имущества, арестованного на основании приговора суда по уголовному делу в части конфискации имущества, либо на основании решения о передаче имущества государству» №227 от 30 марта 2015 года, на общих основаниях было реализовано через электронный портал www.gosreestr.kz. Вырученные средства от реализации имущества зачислены в доход республиканского бюджета, – констатировала А. Дильмухамбетова.