Как известно, в 2016 году ущерб, причиненный государству экономическими преступлениями, составил 7,2 млрд. тенге. Из этой суммы только 1,2 млрд.
Имеются факты участия государственных служащих в теневых схемах. В частности, антикоррупционной службой за 2016 год зарегистрировано 50 фактов покровительства должностными лицами деятельности субъектов теневой экономики. Из них основная доля связана с оказанием содействия лжепредпринимательской деятельности – 23 случая, игорному бизнесу – 15 и контрабанде – три.
Возможно, в ближайшее время будут проработаны нормы законодательства на предмет отнесения уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности к правонарушениям с признаками теневой экономики по аналогии с коррупционными, террористическими и экстремистскими преступлениями.
Анализ уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности показывает, что не все преступления можно отнести к теневой экономике. На мой взгляд, теневую экономику можно определить, как рыночное производство товаров и услуг, как запрещенных, так и не запрещенных законодательством, которое не учитывается официальной статистикой и не связано с какими-либо обязательствами по уплате налогов государству.
В частности, к преступлениям в сфере теневой экономики можно отнести незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, выписку счета-фактуры без фактического выполнения и другие составы, легализация денежных средств, финансовые пирамиды.