Прокурор Актау Марат Тойжан рассказал журналистам о криминогенной ситуации в городе.
Задача органов прокуратуры это не только предъявление обвинения преступникам в судах, в первую очередь – это надзор за соблюдением верховенства закона, как в судах, так и в любых государственных учреждениях и частных ведомствах. Но наибольший интерес у журналистов вызывают дела, связанные именно с криминалом и какими-либо нештатными ситуациями, вызвавшими резонанс в городе. Темы интересные прессе и определили отчет прокуратуры.
Потомки Остапа Бендера
В 2015 году прокуратура сообщала, что в Мангистауской области значительно выросло количество преступлений, связанных с мошенниками. В этом году, по словам Марата Тойжана, потомки Остапа Бендера несколько успокоились, видимо повлияли успехи полиции, которая успешно выявляла мошенников в году минувшем.
В 2015 году по факту мошенничества возбуждалось 485 уголовных дел, в 2016 – 381 уголовное дело. Снижение на 21,4%.
Количество простодушных людей, которые верят мошенникам, не уменьшается. В старину говорили, что простота хуже воровства и это действительно так, особенно если у человека появляется, хотя бы иллюзорная возможность получить, что-то вожделенное в обход законодательства, или установленных правил.
По словам Марата Тойжана, люди через мошенников упорно пытаются получить земельные участки в Актау, или за большие деньги устроиться в нефтяную компанию.
– По городу Актау земельные участки для строительства ИЖС не выделяются. В компании, учредителем которых является КазМунайГаз, существует мораторий на прием на работу. Устроить на работу в «Озенмунайгаз», «Каражанбасмунай», «Мангистаумунайгаз» и другие компании возможности нет.
Несмотря на это, люди ведутся на обещания мошенников. Судебная практика по тем делам, где мошенники погашают долги, не связана с лишением свободы. В делах, где фигурируют крупные суммы, или многоэпизодные дела, суд назначает наказание, связанное с лишением свободы и конфискацией имущества, – пояснил Марат Тойжан.
Более редким мошенничеством является обман граждан, желающих получить жилье, но все же, с подобными фактами простые граждане Актау и прокуратура сталкиваются. Например, в данный момент идет разбирательство с долевым строительством в 17 микрорайоне.
По словам Марата Тойжана, сейчас в производстве уголовное дело в отношении должностных лиц компании «Батыс Энерго», которые собрали у 14 граждан 108 миллионов тенге, обещая людям построить им квартиры. Но заселиться в свои квартиры дольщики, вложившие деньги в строительство жилого дома, не могут с 2014 года. На месте строительства стоит только фундамент, да и тот возведен незаконно.
– Застройщик собрал деньги, зная, что земля ему не принадлежит, и покупатели жилья не получат свои квартиры. При этом у него не было финансовых средств, чтобы поднять каркас дома. Сейчас ведется оперативно-следственная работа. Эта проблема в порядке уголовно-процессуального законодательства решается. Говорить о виновности я пока не могу, назначена экспертиза. Но в ближайшее время следствие будет закончено, – отметил Марат Тойжан.
Дольщики вкладывали свои деньги в строительство, потому что узнали о стройке в «Жилстройсбербанке». И именно поэтому не стали сомневаться в том, что дом, действительно, возведут. В банке подтвердили, что некоторые из числа обманутых дольщиков, действительно, были их клиентами, но никаких договоренностей у банка с ТОО «Батыс Энерго» не было.
Кайфуем! Сегодня мы с тобой кайфуем
Если число преступлений, связанных с мошенничеством, пошло на спад, то тревогу вызывает рост числа преступлений, связанных с оборотом наркотиков, отметил на брифинге для прессы Марат Тойжан.
– По сравнению с прошлым годом рост наблюдается на 46,8 процента, почти на 100 фактов увеличилось количество преступлений. И это только то, что выявили сотрудники полиции. Поэтому мы видим, что проблема оборота наркотических веществ существует, и с этим надо бороться, – сказал Марат Тойжан. – 60 преступлений в этом году связаны со сбытом наркотиков и 78 – с хранением. Это серьезные цифры. Недавно в 15 микрорайоне обнаружена крупная партия гашиша. Естественно, она предназначалась для реализации, такую партию сам наркоман потреблять не будет. Сейчас ведется разбирательство, и наша задача, в первую очередь, молодежь нашу от этого оградить, – сказал прокурор Актау.
Традиционными для нашей области видами наркотиков являются марихуана и ее производные, например гашиш, а также героин, но недавно были задержаны граждане с синтетическими наркотиками (экстази). Сейчас по этому делу проводится досудебное разбирательство.
По словам прокурора Актау, сейчас разрабатывается программа «Мангистау без наркотиков» для того, чтобы совместно с общественными организациями, местными властями и другими ведомствами решить этот вопрос.
Преступления против несовершеннолетних
В Мангистауской области в 2016 году произошло несколько настолько диких случаев с детьми, что они вызвали резонанс по всей республике. Это смерть девочки в результате насильственных действий, это забеременевшая от своего отчима 13-летняя девочка, это семилетний мальчик, которого задушил собственный отец. Но если с этими дикими делами более-менее все ясно и уголовные дела близятся к суду, то дело о смерти двух малолетних в Актау фактически вообще не продвигается. Эксперты не могут дать точного заключения о причинах смерти детей.
Напомним, 13 марта в отделение областной детской больницы обратились сразу шестеро человек из одной семьи с признаками отравления. Четверых из них госпитализировали, а двое детей – шестилетняя Марьям и четырехлетний Муслим – были отправлены домой. Через несколько часов детям стало хуже. Они вновь поступили в инфекционное отделение, где скончались. В смерти малышей родные винят врачей. Санэпидемиологи исключили возможность пищевого отравления. Также они сделали предварительные выводы, согласно которым отравление произошло парами уксусной кислоты и хлорсодержащего препарата «Белизна», которые использовались для обработки жилых помещений от клопов соседями пострадавших.
Экспертиза, по словам прокурора Актау, конкретных сведений по факту гибели малышей предоставить не может.
– Говорить однозначно о подозреваемых, и винить кого-то еще, рано. Думаю, в ближайшее время следственные органы разберутся. Экспертиза конкретные сведения не может предоставить, поэтому следственный процесс затягивается, – сказал Марат Тойжан.