Как уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции, нашей приоритетной задачей является предупреждение коррупционных проявлений. Наряду с выявлением и расследованием коррупционных преступлений, нами на постоянной основе проводится целенаправленная работа по профилактике и изучению причин и условий совершения противоправных деяний.
С начала текущего года мы практикуем информационно-разъяснительную работу по вопросам противодействия коррупции в государственных органах. Мы предлагаем аудитории презентацию новой антикоррупционной политики Казахстана, в том числе подробно разъясняем соответствующие новеллы законодательства, приводим сравнительный анализ зарубежного и отечественного опытов, рассказываем о работе уполномоченного органа, а также показываем материалы негласных следственных действий и решения судебных органов, связанные с разоблачением и осуждением должностных лиц, совершивших коррупционные преступления. Эта часть выступления производит неизгладимый эффект, поскольку наглядно демонстрирует соблюдение принципа неотвратимости наказания за содеянное правонарушение.
Сцены задержаний тех, кто еще недавно работал рядом, их пребывания в местах лишения свободы и раскаяния, никого не оставляют равнодушным и запоминаются надолго.
В завершении выступления мы рассказываем о состоянии коррупции в том госоргане, в котором проходит встреча, озвучиваем наши рекомендации, направленные на устранение причин, условий коррупции в его деятельности.
Результат, на который мы рассчитываем после проведения подобной работы, – это формирование нетерпимости к проявлениям коррупции в государственных органах.
За последние два года в Казахстане наблюдается поступательный прогресс и положительная динамика в противодействии коррупции, о чем свидетельствуют показатели международных рейтингов, составляемые на основе опросов граждан и экспертов.
В Индексе восприятия коррупции Транспаренси Интернешнл последние два года наша страна улучшила свои показатели сразу на 17 позиций. По показателю «неформальные платежи и взятки» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 64 место против 80 в 2014 году. По показателю «прозрачность принимаемых решений» мы поднялись с 40 на 30 место. В мировом рейтинге развития такого действенного инструмента снижения уровня коррупции, как электронное правительство, наша страна поднялась на 28 место. Указанная позитивная динамика является наглядным результатом нынешней антикоррупционной политики, которая начала реализовываться с принятием антикоррупционной стартегии на 2015-2025 годы. Одной из важнейшей цели Стратегии является профилактика коррупции и устранение причин условий ее создающих.Мы начали внедрять модель антикоррпуционной стратегии, которая полностью оправдала себя в странах, добившихся наиболее ощутимых результатов в этой сфере.
В целом, антикоррупционная политика нашего государства приобретает все более комплексный и системный характер.
Новый закон «О противодействии коррупции» определяет приоритеты, механизмы и инструменты противодействия коррупции, соответствующие современным требованиям. В законе впервые отражены меры по предотвращению конфликта интересов, меры по противодействию коррупции в государственном и квазигосударственном секторах. Новым законом вводятся институты превенции коррупции как: антикоррупционный мониторинг и анализ коррупционных рисков, антикоррупционное просвещение, антикоррупционные ограничения и стандарты, меры финансового контроля. Если ранее система борьбы с коррупцией в большей степени направлена на ужесточение норм законодательства и мер наказания, то сейчас акцент смещен на превенцию, объединение условий государства и общества в минимизации коррупционных проявлений. Результаты субъектов противодействия коррупции, в том числе итоги научно-исследовательских и социологический исследований послужат основой для подготовки ежегодных Национальных докладов на имя Главы государства. Национальный доклад будет содержать анализ состояния и тенденции по пресечению причин и условий способствующих ей различных сферах жизнедеятельности и дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства.
Одновременное принятие ряда законов «О государственной службе», «Этического кодекса», «Об общественных советах», «О доступе к информации» направлены на обеспечение комплексности и системности подходов в противодействии коррупции.
Новый закон «О государственной службе» предполагает переход к карьерной модели и комплексное изменение процессов отбора и продвижения кадров на принципах меритократии, подотчетности, этичности и недопущения коррупции. Теперь будет учитываться не только образование, стаж работы, но и наличие компетенций, необходимых для эффективного исполнения функциональных обязанностей на занимаемой должности. Кадровая политика и повышение мотивации государственных служащих остается центральным звеном антикоррупционной политики.
Особое место в вопросах недопущения коррупции отводится внедрению в сознание государственных служащих таких морально-этических принципов как честность, неподкупность, без которых невозможно соблюдение закона. В этой связи, принят Этический кодекс, нацеленный на установление требований к поведению государственных служащих. Новый Этический кодекс определяет четкие этические стандарты деятельности госслужащих, конкретизирует и систематизирует их поведение в конкретных обстоятельствах. Законы «О доступе к информации» и «Об общественных советах» направлены на улучшение эффективности деятельности госорганов, создание реальных инструментов обеспечения подотчетности государства перед обществом, а также являются механизмом повышения уровня гражданской активности населения.
Во всем мире коррупция рассматривается как наиболее опасное для общества явление, за которое предусмотрено уголовное или административное наказание. По опыту стран добившихся наилучших результатов в сфере антикоррупционной политики Казахстан также определил главенствующим принципом превенцию, когда исключаются предпосылки для совершения коррупции. Есть страны, где коррупция стоит людям жизни. Это жесткие репрессивные меры в Китае, Иране, на Кубе. К примеру, в Иране приговорен к смертной казни миллиардер за сокрытие доходов, полученных от продажи государственной нефти.
В Канаде государственный служащий, занимающий должность в суде или в законодательном органе страны, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства к такому действию подлежит к тюремному заключению на срок 14 лет. Аналогичное наказание предусмотрено для комиссаров полиции и других лиц, осуществляющих полномочия в сфере правосудия.
Самые радикальные меры борьбы с коррупцией предпринимаются в странах Азии. В Китае, например, за взятку вполне могут казнить. Столь радикальная мера появилась в китайском Уголовном кодексе в начале 1980-х годов. Казнь за взяточничество полагается и на Кубе. В Арабских Эмиратах
коррупционерам отрубают руку за воровство. Например, один из примеров успешной реализации антикоррупционной политики стоит отметить Малайзию, которая сделала основной акцент на кардинальном реформировании системы государственных услуг, сумев максимально автоматизировать их предоставление и практически нивелировав «человеческий фактор». К тому же Малайзия приоритетом своей антикоррупционной политики определила профилактические меры, то есть устранение причин и условий возникновения коррупции.
Главным инструментом превенции относится непрерывное антикоррупционное воспитание и образование, четкие стандарты государственных услуг, контроль и строгое соблюдение этических норм, а приоритетом антикоррупционной политики Казахстана является не борьба с последствиями коррупционных преступлений, а их своевременное предупреждение и профилактика. Путь превентивных мер гораздо эффективнее и в большей степени отвечает реалиям времени.