«Шаг 33. Выстраивание эффективной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации. Разработка комплексной стратегии социальной реабилитации и стандарта специальных социальных услуг для таких граждан».
(План нации «100 конкретных шагов»)
За годы работы фонд «Луара» заявил о себе серией проектов, запомнившихся добротой и вниманием к тем, кто больше всего нуждается в этом.
Гостями мероприятий фонда и хозяевами праздников добра и радости были дети-инвалиды, малообеспеченные семьи, подростки с короткой, но емкой характеристикой – трудные. Такой целевой направленностью обусловлено создание фондом центра психологической помощи, к работе в котором привлечены юрист, гинеколог, психолог и социальный работник. Со временем работники фонда «Луара» стали дружной командой, готовой к новым делам и новым проектам. Директор фонда Лаура Асырова решилась на сложную задачу – установить контакт с руководством и служащими следственного изолятора Актау, чтобы совместно с ними сделать все возможное для решения имеющихся здесь проблем. И вот прошло два года, за которые главное сделано – в СИЗО Актау Лауру знают, ждут, обращаются к ней со своими вопросами и надеются на их решение. Контакт установлен.
На начало «знакомства» состоялись мероприятия, каждое из которых все более располагало к продолжению работы и поиску взаимоприемлемых способов конструктивного общения. Было проведено анкетирование, в котором приняли участие более 30 человек. Задачи первого плана определились самые насущные – пополнение библиотеки СИЗО и организация консультаций по запросам содержащихся в следственном изоляторе. Как выяснилось, любая минута общения с человеком, пришедшим с участием и доброй заинтересованностью дорога для отбывающих наказание, и всегда находятся вопросы к специалистам, которых сумела привлечь к своей программе Лаура Асырова. Все они работают на общественных началах, и директор фонда признательна друзьям за поддержку, отзывчивость, верность организации, в которой они работают уже немало лет. Так, всегда, когда требуется, рядом с ней юрист Павел Дудин, врач Салтанат Рыскалива, психолог Маргарита Кучкаева. Нет сомнения, что при необходимости помогут в работе, не откажут в участии и другие специалисты, тем более что Лаура Асырова уже достаточно известна своим беззаветным настойчивым стремлением быть там, где люди испытывают трудности, и помогать им.
Сегодня Лаура облечена статусом депутата и, конечно, это может существенно расширить возможности фонда повлиять на исследуемые ситуации, получить необходимую информацию, привлечь профессиональных экспертов и так далее. Но один в поле не воин, чтобы работа по проблемам, имеющимся в сфере «мест не столь отдаленных», стала системной, необходимо заинтересованное участие соответствующих государственных структур, пока хотя бы в масштабах нашего региона, и, конечно, поддержка общества. Загляните на форум по теме. Оправданная и, скажем так, законная ненависть к преступлению и преступникам совершенно недопустимым и непонятным образом распространяется на людей, проявляющих внимание к заключенным, заботу. По-моему, в некоторых случаях стоит умерить пыл. Все мы за наказание по справедливости, по заслугам, но это наказание должно освобождать человека от скверны. Наказать, но не потерять человека, возродить к жизни – суперцель, поставим же ее перед собой.
При посещениях следственного изолятора команда фонда «Луара» уже наметила целый ряд мероприятий, соответственно поступившим вопросам – в основном, это были вопросы касательно здоровья, внесенных в законы поправок и трудоустройства после выхода на свободу. Лаура говорит, что вопрос, чем заниматься заключенным после выхода на свободу решать необходимо, это главная проблема, которая сегодня существует не только в Казахстане, во всем СНГ. Работа по реабилитации заключенных нигде не ведется на должном уровне.
– Мы хотим, чтобы эта тема была поднята и каким-то образом решалась. У нас были случаи, когда к нам обращались за помощью бывшие заключенные, мы оказывали им психологическую помощь, но этого недостаточно. Надо, чтобы это стало системной, обязательной работой всех органов, организаций и вообще всех людей, имеющих возможность изменить ситуацию к лучшему. Это необходимо, потому что среди заключенных много молодых людей, и без внимания к их проблемах мы еще долго будем говорить о рецидивах, суицидах и прочих приметах общества, в котором человек может ощущать себя ненужным, – говорит Лаура Асырова.
В настоящее время, Лаура Асырова по просьбе обслуживающего персонала колонии прорабатывает вопрос об установлении на дороге, вдоль которой расположено учреждение, пешеходного перехода, а возможно и «лежачего полицейского». Дорога в этом месте оживленная, машины несутся с большой скоростью, и уже были случаи наезда на пеших служащих колонии. Вопрос решается посредством депутатского запроса. И я бы сказала – Бог в помощь…
И, конечно же, продолжаются встречи с заключенными, состоялся, в частности, круглый стол на тему «Значение семьи для отбывающих наказание». Разговор нелегкий. Даже хорошая, крепкая семья может вдруг обнаружить в своих рядах аномалию в полном соответствии с известной народной поговоркой – в семье не без урода. И наоборот. В семье пьющей, неблагополучной растет и вырастает человек алмазной крепости и блеска… Всяко бывает. Но это общие слова, а за круглым столом звучали рассказы о конкретной невеселой истории, звучали вопросы, порой безнадежные. Но вызвать на разговор этих вырванных из общества людей – это уже немало. Общение, возможность облечь в слова и высказать свои беды, мечты, обиды, свою тихую безнадегу или кипящую ярость – это потребность, по большей части нереализованная, есть у каждого человека. А представьте, как рвется она из души там, по ту сторону «колючки»… Разговаривать, выслушивать, советовать – нелегкая, но нужная и важная миссия, которую взяла на себя хрупкая молодая женщина. Если бы у Лауры было больше помощников, можно было бы организовывать много таких тематических встреч, круглых столов, бесед.
К слову, во время одного из визитов фонда в СИЗО Актау, мне довелось сопровождать Лауру Асырову и стать свидетельницей искренней радости заключенных при встрече с ней. Женщины обнимали ее, целовали, как старые знакомые, они перекидывались с Лаурой короткими фразами, за которыми можно было угадать, как светел лучик веры, надежды и любви в их суровых, печальных и тревожных днях и ночах.
На вопрос, с каким специалистом проконсультироваться хотелось бы в первую очередь, ответ был дружный – с юристом. Заключенные, а это был почти в полном составе отряд так называемого хозблока, не могли понять, имеют ли они право на условно досрочное освобождение (УДО). Вроде бы, по закону – имеют право написать заявление, но почему-то этим заявлениям хода нет. Юрист у них есть, и вскоре она присоединилась к беседе, собственно, в колонии из трех служащих минимум двое достаточно подкованы по всем правам. Но вот задача – никто не объяснит, как лучше – остаться осужденному работать в хозблоке, или отправиться в тюрьму. Остаться может не каждый, как правило, это имеющие небольшой срок – до трех лет, и не «тяжелую» статью. В наборе грехов такие преступления как взяточничество, мелкое мошенничество, уклонение от алиментов… И вот подходит срок алиментщику, по профессии сварщику, писать заявление на УДО и никто ему не запрещает это сделать. Но никто и не выпускает. Причина проста – колонии сварщик, работающий безотказно за 20 – 30 тысяч в месяц, тоже нужен. Из тюрьмы его, вероятно, выпустили бы… Аналогично со слесарями, портнихами, поварами, бухгалтерами… «Мне бы дали хоть не освобождение, а спецпоселение, чтобы я мог зарабатывать и расплачиваться за долг!», – говорит мастер, за плечами которого больше двух миллионов долга по алиментам.
Не буду вдаваться в рассуждения и подробности, не знаю тему достаточно, но уверена, что всем по эту сторону «колючки» есть повод подумать над этой проблемой. Мне кажется, человеку было даже лестно оказаться, наконец, категорически необходимым, но уж очень нелогичным получается наказание – не работал, не платил алименты, наказан, и теперь долго будет не платить.
Какие еще вопросы зоны достойны общественного обсуждения и ждут своего решения? Как подступиться к их решению? Как объединить усилия госслужб, занятых реформированием пенитенциарной системы и таких волонтеров, как Лаура Асырова? Поможет ли ей в работе мандат депутата? И помоги ей, Боже, на этом пути служения людям.