Общественное объединение «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» провело круглый стол, где были озвучены итоги реализации социального проекта по лоту «Реализация проекта по повышению уровня правовой культуры среди населения и поддержка деятельности информационно-образовательного центра по вопросам медиации Мангистауской области». Данный проект был реализован по заказу ГУ «Управление внутренней политики Мангистауской области». В работе круглого стола приняли участие президент ОЮЛ «Гражданский альянс Мангистауской области» Жибек Ахметова, начальник отдела по ЗПП МФ Нацбанка РК Нурлан Сугиров и заместитель руководителя ГУ «Департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Мангистауской области» Айткул Онайбаев.
Открыла и вела работу круглого стола президент ОЮЛ «ГАМО» Жибек Ахметова.
Как отметила президент ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Рафикова, целью проведения круглого стола является информирование гражданского общества о реализации проекта и для выработки рекомендаций для обеспечения реализации потребителями прав в сфере естественных монополий и защите конкуренции, контроля медицинских и фармацевтических услуг, миграционных отношений.
Далее она рассказала об итогах реализации проекта по повышению правовой культуры среди населения и поддержке деятельности информационно-образовательного центра по вопросам медиации в Мангистауской области. Для реализации проекта было поставлено 5 задач. Первая из них – организация устной консультационной и юридической помощи населению в объемах, предусмотренных проектом.
– С 5 мая 2015 года объединение начало оказывать услуги населению по предоставлению устной консультационной и юридической помощи. В мае получили 63 консультации 54 человека, из них обратились в офис объединения 25 человек, остальные получили консультации по телефону. В июне 43 потребителя получили 43 консультации, из них обратились непосредственно в офис объединения 22 человека, соответственно 21 человек получил консультации по телефону. Из обратившихся в июне 16 человек мужчин и 27 женщин. Правовая помощь объединения и консультации позволили вернуть деньги потребителей: инвалиду 2-ой группы В. Сапарову в размере 239000,0 тенге за авиабилеты, в связи с вынужденным отказом от полета из-за полученной травмы; жителю Актау М. Тимуровой за недоброкачественный товар в сумме 18000 тенге; жителю села Батыр Мунайлинского района – за неиспользованный сертификат дополнительного сервиса в сумме 53000 тенге; жителю города Актау Орын Турниязовой снять с начислений по коммунальным расходам 207 000,0 тенге, ранее предъявленных ей к оплате за неполученные ею энергоресурсы. Таким образом, 86 консультаций, предусмотренные проектом были оказаны, – рассказала Никар Маликовна.
В сентябре объединение приступило к реализации второй задачи, которая была завершена в октябре. В соответствии с условиями договора состоялась серия записей на радио «Мангистау» в программе «Правовое поле», а также состоялось интервью в прямом эфире на телеканале «Казахстан-Актау». На первую передачу был приглашен заместитель директора Мангистауского филиала Национального банка РК Галимжан Арипжанов, который отвечал на вопросы, касающиеся рефинансирования ипотечных жилищных займов.
– Актуальность данной темы для населения на сегодня очевидна, особенно в условиях кризиса и нестабильного курса тенге по отношению к доллару, в связи с этим и была выбрана объединением эта тема, – пояснила Никар Маликовна.
Кроме того, о ходе реализации в Мангистауской области программы Нацбанка РК по рефинансированию жилищных ипотечных займов для списания задолженностей и снижения ставки до 3% рассказал начальник отдела по ЗПП МФ Нацбанка РК Нурлан Сугиров.
Как он разъяснил, программой предусмотрены следующие меры для снижения долговой нагрузки заемщиков: списание сумм образовавшейся задолженности по вознаграждению, комиссиям, неустойке, изменение валюты займа, снижение ставки до 3%.
– Для того, чтобы рефинансироваться в рамках программы необходимо соответствие следующим 3 критериям:
1.Заем получен в банке или ипотечной организации в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года.
2.Заем обеспечен залогом в виде жилища или земельного участка, при этом жилище являлось единственным для заемщика и его супруги или супруга на территории Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2015 года.
3. Задолженность по основному долгу в тенге по состоянию на 1 января 2015 года составляет не более 36 470 000 тенге и просрочена более 90 дней, либо эквивалент в иностранной валюте по курсу НБ РК на 1 января 2015 года независимо от наличия или отсутствия просрочки. В отношении займов, по которым имеются судебные акты, вступившие в законную силу на дату рефинансирования, определение рефинансируемой суммы осуществляется по сумме основного долга: в тенге – согласно судебному акту, в иностранной валюте – в эквиваленте в тенге по официальному курсу НБ РК на дату вынесения судебного акта. Для участия в программе заемщику необходимо подать в письменном виде заявление в произвольной форме, с приложением документов, подтверждающих соответствие критериям. Банк в свою очередь обязан предоставить заявителю в течение 30 дней письменный ответ. В случае не согласия с решением банка заемщик имеет право обратиться в комиссию, которая создана при областном акимате, –пояснил Нурлан Сугиров.
В следующих передачах приняли участие заместитель руководителя управления труда Мангистауской области Чингиз Дюсенов и начальник отдела контроля трудового законодательства Раушан Калиева. Они разъясняли населению пункты нового трудового законодательства. Заместитель руководителя департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Мангистауской области Бахытжан Бекмуратов разъяснял населению законодательство РК в сфере естественных монополий и защите конкуренции. Руководитель департамента контроля медицинской и фармацевтической деятельности по Мангистауской области Елдеш Космаганбетов рассказывал о законодательстве РК в сфере контроля качества за медицинской и фармацевтической деятельностью.
Представители правоохранительные органов, а именно – начальник отдела внешней миграции миграционной полиции ДВД Мангистауской области Мыктымгали Султанов и начальник отдела документирования и регистрации населения миграционной полиции Талгат Баймурзаев, разъяснили населению вопросы миграционного законодательства РК.
По проекту по подготовке профессиональных медиаторов в июне объединением был организован обучающий спецкурс «Общий курс медиации». Для обучения было подобрано 10 человек, из которых 4 безработные.
– До проведения данного тренинга в Мангистауской области состояли только на сайте ОО «МПЦ» в реестре профессиональных медиаторов 32 человека, в том числе по городу Актау – 28, по городу Жанаозен – 4. С учетом проведенного тренинга количество профессиональных медиаторов и специалистов по медиации увеличилось на 9 человек, – сказала Никар Рафикова.
Также центром была организована работа по вопросам медиации, проведении процедур медиации для разрешения конфликтов.
По словам президента ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Рафиковой, в Налоговый кодекс РК были внесены изменения в части регистрации в управлении государственных доходов профессиональных медиаторов для целей налогообложения и представления квартальной отчетности. Профессиональных медиаторов по налогообложению и представлению отчетности приравняли к нотариусам, тогда как в Законе РК «О медиации» этот вид деятельности не является предпринимательским. Налоговые органы не могут на сегодня дать четкого ответа, каким образом проходит процедура регистрации профессиональных медиаторов, как регистрируют их в базе нотариусов, и соответственно, профессиональным медиаторам выдают свидетельства о регистрации в качестве нотариуса. Данное обстоятельство сдерживает регистрацию профессиональных медиаторов в налоговых органах. В связи с этим ОО «МОО по ЗПП» был заключен договор на проведение 4 процедур медиации с зарегистрированным в управлении государственных доходов города Актау профессиональным медиатором А. Кемаладиновой.
В результате в досудебном порядке были разрешены несколько трудовых споров.
Трудовой спор
Одна нефтяная сервисная компания города Актау уволила в мае работника в связи с истечением срока индивидуального трудового договора. Информацию о том, что этот работник необходим компании, руководитель подразделения, где работал уволенный работник, не мог довести до сведения первого руководителя, так как последний не вел прием своих сотрудников. Уволенный работник желал вернуться в эту компанию, так как понимал свою востребованность, и обратился в суд. В суде ему предоставили информацию о возможности решения спора медиативным путем. Он отозвал свой иск и обратился к профессиональному медиатору.
Квалифицированные действия профессионального медиатора, который добился встречи с руководителем и предоставил ему информацию о данном работнике, привели к разрешению конфликта и работник был восстановлен на работе.
Алиментные отношения
Второй спор касался взыскания алиментов с отца троих детей. В обмен на отказ матери от получения алиментов на троих детей до достижения ими совершеннолетия, должник согласился оставить трехкомнатную квартиру.
Мошенничество
Третий спор касался мошенничества. За устройство на работу женщина получила деньги от мужчины, тем самым было совершено преступление. Мужчина обратился к профессиональному медиатору за разрешением конфликта. В течение 5-ти дней женщина нашла всю сумму денег, которые получила от мужчины и, вернула их ему.
Кража
Мужчина совершил кражу в одной из поликлиник города Актау. Материалы были переданы в суд. Человек, совершивший кражу, обратился к профессиональному медиатору. В результате троим потерпевшим были возвращены их сотовые телефоны. Суд закрыл дело в связи с примирением сторон, прокомментировала Никар Маликовна.
В соответствии с условиями проекта по изучению уровня правовой культуры граждан путем анонимного анкетирования в июле и августе текущего года было завершено проведение анкетирования 200 человек.
– Анкетированием были охвачены работники и пациенты детской поликлиники №1, часть работников ГККП «Мангистауский колледж туризма», работники департамента по защите прав потребителей и управления по защите прав потребителей по городу Актау, управления внутренней политики Мангистауской области, ТОО НПП «Мангистаугеология», работники ПКСК «Татьяна», а также потребители при обращении в офис объединения для получения консультаций, – подытожила Никар Рафикова.
По итогам обсуждения результатов выполнения социального проекта и полученной информации, участники круглого стола выработали рекомендации, направленные на обеспечение условий для реализации прав потребителей в сфере финансовых услуг, трудовых отношений, в сфере естественных монополий и защите конкуренции, контроля медицинских и фармацевтических услуг, миграционных отношений.