На сегодняшний день в судебной практике имеется ряд проблем в применении Закона РК «О реабилитации и банкротстве», а также наблюдаются некоторые пробелы в законе. Все нижеперечисленные недостатки доведены до сведения Верховного суда РК, с предложениями о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Так, к примеру, на стадии возбуждения дела о реабилитации или банкротстве возникают неясности толкования ст. 48 Закона РК, а именно п.3, согласно которому суд в течение двух рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении дела выносит определение о назначении временного управляющего. Однако в данном пункте не указано, по каким конкретно делам о банкротстве или о реабилитации должен быть назначен временный управляющий. Поскольку закон не содержит норм о компетенции временного управляющего, в том числе о составлении заключения (ст.59) при рассмотрении дела о реабилитации.
Кроме того, согласно п.1 ст.48 закона, в случае, предусмотренном п.1 ст.53 закона, суд не позднее трех рабочих дней со дня вынесения определения о приостановлении производства по делу о банкротстве выносит определение о возбуждении дела. Согласно п.1 ст.53 закона, получив заявление должника о применении реабилитационной процедуры в рамках производства по делу о банкротстве, суд с согласия кредитора, инициировавшего дело о банкротстве, не позднее пяти рабочих дней после поступления заявления выносит определение о приостановлении производства по делу о банкротстве.
Однако в законе не содержится порядок совершения процессуальных действий судом, в случае отказа кредитора в приостановлении производства по делу о банкротстве.
В связи с чем, направлено предложение предусмотреть в нормативном постановлении Верховного суда РК «О некоторых вопросах применения судами РК законодательства о банкротстве» указанный порядок.
Другой пример, так в соответствии с п.2 ст.54 закона, в случае неявки в судебное заседание кредитора, подавшего заявление о признании должника банкротом, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения.
Но не ясно, вправе ли суд выносить определение об оставлении заявления без рассмотрения, в случае неявки в суд кредитора по первому вызову, либо необходимо вызывать кредитора дважды.
Согласно этого же пункта, в случае неявки в судебное заседание должника суд выносит определение о принудительном приводе, за исключением случаев, когда должник является отсутствующим.
Однако вправе ли суд рассмотреть дело без участия должника, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие?
Также согласно п.1 ст.59 закона, регламентирующего порядок вынесения решения указано, что решение суда о применении реабилитационной процедуры выносится судом в случае доказательства в ходе судебного разбирательства своей неплатежеспособности должником или угрозы неплатежеспособности, когда должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие двенадцать месяцев. То есть, согласно указанной нормы, по результатам рассмотрения дела для вынесения решения о применении реабилитационной процедуры суду не требуется устанавливать возможность должника восстановление платежеспособности. Тогда как в соответствии с требованиями п.3 ст.5 закона, основанием для обращения должника с заявлением в суд о применении реабилитационной процедуры является его неплатежеспособность или угроза неплатежеспособности, когда должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие двенадцать месяцев, при наличии возможности восстановления платежеспособности.
На основании изложенного, представляется правильным закрепить требование к суду о необходимости при вынесении решения, устанавливать возможность должника восстановить платежеспособность.
Наряду с этим, в силу п.4 ст.48 закона, в случае, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению кредитора или прокурора, в определении суда о назначении временного управляющего также должно содержаться указание:
1) об осуществлении временным управляющим в срок, не превышающий одного месяца со дня его назначения, сбора сведений о финансовом состоянии должника и представлении суду заключения по форме, установленной уполномоченным органом;
2) о дате представления в суд временным управляющим заключения по результатам осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника по форме, установленной уполномоченным органом.
Также согласно п.3 ст.49 закона по результатам осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника временный управляющий составляет заключение аналитического характера, содержащее следующие выводы: должник неплатежеспособен и имеются основания для применения реабилитационных процедур.
Из смысла указанных требований закона, суд по делам о банкротстве возбужденных по заявлению кредитора или прокурора, формально вправе принять решение о применении реабилитационной процедуры в отношении должника с учетом заключения временного управляющего о наличии оснований для применения реабилитационных процедур.
Однако изложенные нормы закона противоречат основным требованиям о порядке применения реабилитационных процедур. Так в соответствии п.1 ст.53 закона в рамках производства по делу о банкротстве, суд вправе лишь с согласия кредитора возбудить дело о реабилитации. Также, согласно ст.59 Закона, составление заключения временным управляющим по делу о реабилитации вовсе не требуется.
Таким образом, возникают сложности в применении закона, в частности в случае предоставления заключения временным управляющим о наличии оснований для применения реабилитационных процедур в отношении должника по возбужденному делу о банкротстве, вправе ли суд без согласия кредитора как требует п.1 ст.53, вынести решение о применении процедуры реабилитации.
На основании изложенного, направлено предложение в Верховный суд РК о внесении изменения в п.1 ст.53 закона, и исключить слова «с согласия кредитора», и внести дополнения в ст.53, регламентирующие порядок приостановления дела о банкротстве и возбуждении дела о реабилитации, в случае предоставления в суд заключения временного управляющего о возможности применения реабилитации.