В реализуемом в Казахстане Плане нации «100 конкретных шагов», в соответствии с его 18 шагом, предусматривается выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления и его дальнейшую передачу в Верховный суд РК. Предлагается преобразование этого института в Академию правосудия, и создание при ней трех институтов: магистратуры, повышения квалификации судей и научно-исследовательского.
Это делается с целью усиления взаимосвязи между обучением и судебной практикой. Институт будет функционировать при Верховном суде Республики Казахстан.
Вся концепция Института основана на специализированном обучении судейского корпуса, начиная со студенческой скамьи и в течение всей профессиональной деятельности судьи. Очень важная задача – обучение кандидатов на должность судьи – должна осуществляться под контролем Верховного суда, ведь непосредственное подчинение высшему судебному органу страны позволит решить все проблемы, возникающие при подготовке кадрового резерва. Также, решатся проблемные вопросы отбора кандидатов, то есть суд будет сам рекомендовать лиц, имеющих все необходимые квалификационные требования для поступления в Институт правосудия, что, в свою очередь, искоренит факты проявления коррупции, ведь процесс отбора кадров будет прозрачным.
После поступления рекомендаций от имени суда, кандидатура будет рассматриваться коллегиально на пленарном заседании, на которых будут выявляться теоретические и практические навыки. Это позволит отбирать только самых лучших и квалифицированных работников судебной системы для дальнейшего обучения.
Еще одним плюсом выделения института будет являться то, что судьи Верховного суда будут согласовывать учебную программу, план и порядок прохождения специальной подготовки кандидатов, утверждать теоретическое и практическое обучение, что усилит взаимосвязь между обучением и судебной практикой.
Институт правосудия является кузницей кадров судей Республики Казахстан, поскольку завершение обучения в специализированной магистратуре данного института и сдача квалификационного экзамена на должность судьи, является основанием для зачисления на должность судьи в специализированной магистратуре в кадровый резерв судей Республики Казахстан.
С учетом того, что данное образовательное учреждение давно приобрело особый статус и имеет повышенную ответственность в деле подготовки кадров для судебной системы, очевидно назрела необходимость в выделении Института правосудия из Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, и образовании самостоятельного образовательного учреждения, которое предполагается именовать Академией правосудия при Верховном суде Республики Казахстан, что будет соответствовать целям укрепления взаимосвязи обучения с судебной практической деятельностью судебных органов Республики Казахстан.
Институт правосудия нацелен на подготовку кадрового резерва для судебной системы. Сегодня в Институт правосудия поступают лица, которые имеют опыт работы не менее 2 лет. В основном поступают работники юридических специальностей из судебной системы, из госорганов, которые имеют юридический стаж. Магистерская программа рассчитана на 2 года. После окончания магистратуры выпускники Института правосудия имеют право участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности.
В институте достаточно высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Большинство преподавателей – это ученые-практики, то есть те, кто защитил кандидатские, докторские диссертации и работал как на государственной службе, так и судьями, прокурорами, которые имеют непосредственный опыт процессуальной работы в судах. Кроме того в институте работают действующие судьи Верховного суда, на сегодняшний день их шестеро, и четверо судей в отставке. То есть это довольно-таки сильный состав.
Кроме того в Институт правосудия могут поступить лица, которые имеют опыт не менее 2 лет. Сегодня пересматривается отбор абитуриентов по стажу не менее 5 лет. Пять лет – это необходимая мера, посредством которой разрешатся две проблемы. Первая – это текучесть кадров, к примеру, после окончания вуза человек приходит работать в суд секретарем. Чтобы стать судьей он должен 5 лет отработать в суде. Из пятилетнего стажа, хотя бы три года должен быть секретарем судебного заседания, то есть непосредственно участвовать в процессах. За пять лет он освоит процесс. Ему останется освежить знания, закрепить их, пройти стажировку и после этого он придет в систему как подготовленный специалист уже для отправления правосудия. В его багаже будет как его собственный практический опыт, так и опыт, приобретенный за время стажировки. Это поднимет его на новый уровень.
Во многих странах, человек, пришедший из определенного региона, не может быть назначен туда судьей. Для чего это делается? Чтобы исключить местничество, землячество. Поэтому предполагается назначать судей из одного региона в совершенно другие, чтобы не было завязанных связей, так как это одна из составляющих коррупции. То есть, поступивший в Институт правосудия из одного региона по окончании будет направляться в другой. Это предполагает непосредственное подчинение Верховному Суду. То есть если институт будет подчиняться напрямую Верховному Суду, он решит многие вопросы, связанные с приемом и расстановкой кадров. Как мы уже знаем, отбор в магистратуру происходит на основании типовых правил приема в Академию госуправления. Согласно этим правилам в Академию может поступить только теоретически подготовленный абитуриент, и это без учета его личностных, профессиональных компетенций, без учета опыта работы судьи. Практика показывает, что поступающих из центра намного больше, чем из регионов. В данном случае возникает дисбаланс в регионах и в центре. Поэтому если отбором абитуриентов будет заниматься Верховный суд совместно с Академией правосудия, то этот дисбаланс может быть разрешен, так как Верховный суд будет проводить квотирование по регионам. Кроме того, суд будет сам рекомендовать работников. К примеру, районные суды будут рекомендовать в Академию правосудия тех, кто уже проработал 5 лет. Кандидатуры будут рассматриваться на пленарных заседаниях областного суда. В данном случае будет решена еще одна составляющая коррупции – отбор кадров. Процесс отбора будет прозрачным. Допустим, человека зарекомендовали, но в последующем он может не справиться, к примеру, с теорией. Поэтому на пленарном заседании будут отбираться самые лучшие для дальнейшего построения карьеры судьи.
Такима образом из вышеизложенного следует, что выделение Института правосудия из Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан с дальнейшим образованием самостоятельного специализированного образовательного учреждения в виде Академии правосудия при Верховном суде Республики Казахстан, является целесообразным и правильным решением, отвечающим назначению судебной ветви государственной власти.
Анар Толыкбаева,
судья суда №2 г.Актау