Председателю Мажилиса
Парламента Республики Казахстан
Джакупову К.К.
Первому заместителю
руководителя депутатской фракции
Народно-Демократической партии «НурОтан»
Дьяченко С.А.
Руководителю депутатской фракции
«Народные Коммунисты»
Косареву В.Б.
Руководителю депутатской фракции
Демократической партии Казахстана «Ак жол»
Перуашеву А.Т.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
бизнес-сообщества по вопросу необоснованного ужесточения налоговой политики, налогового и таможенного администрирования
Бизнес-сообщество Республики Казахстан серьезно озабочено проводимой сегодня Правительством новой политики налогообложения и налогового администрирования. В современных условиях экономического развития она ставит отечественное предпринимательство в неравные условия по сравнению с бизнесом в странах-членах ЕАЭС и снижает потенциальные возможности казахстанских бизнесменов стать конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Мы искренне благодарны Президенту Нурсултану Назарбаеву за те кардинальные решения, которые в последние годы приняты и реализуются во благо казахстанского предпринимательства.
За последние 5 лет система государственного регулирования предпринимательской деятельности претерпела существенные положительные изменения.
Кардинально изменена система государственного контроля и надзора, обеспечивающая объективность этих процессов и защиту бизнесу.
Значительно упрощена и сокращена в объемах система выдачи разрешений субъектам предпринимательства.
В целях поддержки перерабатывающей отрасли в связи с прошедшими девальвационными процессами выделены значительные ресурсы из Национального фонда РК.
Изменено законодательство в поддержку инвестиционных инициатив.
Активно заработали программы поддержки бизнеса, внедрены новые инструменты поддержки и, что наиболее важно, в бизнес-среду передана часть инструментария по нефинансовой поддержке бизнеса через НПП РК.
Бизнес-сообщество с воодушевлением восприняло провозглашенные Главой государства 5 институциональных реформ. И мы верим, что они станут катализатором экономического роста в стране, активизируют развитие собственной индустрии и прикладной науки.
При объективном подходе к реализации всех мер, намеченных в рамках этих реформ, бизнес-сообщество видит большие перспективы.
Даже в условиях сложившейся сложной макроэкономической ситуации (которую диктуют снижение цен на нефть, девальвационные процессы в России, сказавшиеся на сужении рынка сбыта для казахстанских производителей, введение плавающего курса тенге), предприниматели Казахстана сохраняют оптимистичный настрой.
Мы хотим и можем работать во благо собственных предприятий и страны в целом. Уровень технологий производства и управления позволяют нам быть на равных с нашими зарубежными конкурентами.
Для нас важно, чтобы все запланированные и принятые программы начали эффективно реализовываться, а действующие системы администрирования бизнеса не изменялись в сторону ужесточения.
Однако, те шаги, которые сегодня предприняли ряд ведомств и, к сожалению, были поддержаны как Правительством, так и руководством Администрации Президента РК, по нашему общему убеждению не только не позволят реализовать продекларированные стратегические цели в рамках 5-и институциональных реформ, но и отбросят достижения отечественного бизнеса на десятилетие назад.
Одним из таких шагов является политика введения новых налогов и ужесточения налогового и таможенного администрирования.
Бизнесу непонятно, как без проведения серьезных расчетов и анализа возможных экономических и социальных последствий, были приняты столь рискованные и потенциально негативные для бизнеса решения?
Сегодня предлагается ввести налог с продаж со ставкой в 5% (что соответствует примерно 20-25% НДС), а также розничный налог со ставкой от 5 до 12%, снизить в 10 раз пороговое значение постановки налогоплательщиков на учет по НДС (тем самым, распространить данный налог на все субъекты предпринимательства, в том числе и на микробизнес), увеличить более чем в 40 раз размер налога на добычу полезных ископаемых.
Разработчики проекта изменений в налоговое законодательство стремятся ужесточить ничем не оправданные требования по реализации подакцизной продукции! А как иначе можно расценивать введение в обязательном порядке расчетов через POS-терминалы (независимо от масштаба бизнеса), с применением ККМ с передачей фискальных данных. При этом нам еще предлагают ввести ежегодный лицензионный сбор на реализацию подакцизной продукции.
Отдельный вопрос – внедрение системы обязательного медицинского страхования, неоправданно увеличивающего финансовую нагрузку на бизнес.
Как вообще стало возможным ужесточение налогового и таможенного администрирования в непростых экономических условиях? Ведь, очевидно, что при введении всех этих мер налоговая нагрузка на предпринимателей вырастет в несколько раз. Снизится конкурентоспособность бизнеса! Снизится инвестиционная привлекательность казахстанской экономики! Есть риски роста инфляции и теневой экономики, сокращения налогооблагаемой базы!
Расчеты показали, что при снижении порога постановки на регистрационный учет по НДС только для субъектов малого бизнеса, составляющих более 90% от общей численности предпринимательства в Казахстане, налоговая нагрузка увеличится почти в 2 раза. А при введении 5% налога с продаж, нагрузка на более чем 500 тысяч малых предприятий увеличится в среднем в 3 раза.
Подсчитано, что введение всех мер, связанных с оптимизацией налоговых режимов, введения налога с продаж и розничного налога «аукнется» малому предпринимательству семикратным (!) увеличением налогового бремени.
Решение ввести сопроводительные накладные на импортные товары – это еще большее увеличение непроизводственных затрат для предпринимателей. А установление ответственности за непредставление или нарушение сроков предоставления предварительной информации приведет к тому, что к ответственности необоснованно будут привлекаться перевозчики, увеличится число административных барьеров на границе, вырастут издержки при транспортировке грузов.
В течение года шло активное обсуждение всех новых положений, связанных с налоговой политикой и налоговым, таможенным администрированием. При участии НПП «Атамекен», были выработаны консолидированные предложения от предпринимательства. Однако сегодня большая часть этих предложений, носящих концептуальный характер, проигнорирована государственными органами.
К сожалению, пакет законодательных новаций Правительства, с которыми бизнес-сообщество не может согласиться принципиально, уже находится на рассмотрении в Парламенте страны. Еще часть правительственных инициатив готовится к внесению на обсуждение в высшем законодательном органе страны.
А это значит, что уже к началу следующего года мы будем пожинать плоды поспешно принятых решений.
Не исключено, что в этой ситуации в самой ближайшей перспективе многие предприятия начнут сворачивать свою деятельность, либо возвращаться к «серым схемам». Достаточно отметить, что с введением с 1 января этого года ежегодного лицензионного сбора на розничную реализацию алкогольной продукции более 7 тысяч субъектов малого предпринимательства, имеющих маленькие магазины у дома, сдали свои лицензии или приостановили их действие. А это немного-нимало – 3-4 миллиарда тенге, потерянных для бюджета!
Проведенные исследования деятельности более 10 тысяч предпринимателей показали, что на сегодня уже около 28% предприятий приостановили свою деятельность, либо готовы продать свой бизнес, а еще 28% «заморозили» свои инвестиционные программы.
Уважаемые депутаты!
Мы, руководители предприятий и члены бизнес-ассоциаций от имени всего бизнес-сообщества просим Парламент Республики Казахстан обратить внимание на наши опасения, связанные с ужесточением налоговой политики и администрирования. Мы просим Вас при принятии законов учесть мнение предпринимательского сообщества страны, создающего экономическую основу жизни всего казахстанского общества!