В предложенном Президентом Республики Казахстан Плане нации по реализации пяти институциональных реформ определены 100 конкретных шагов, направленных на укрепление казахстанской государственности и экономического роста страны.
В основу Плана нации «100 шагов» вошли пять институциональных реформ: формирование профессионального государственного госаппарата, обеспечение верховенство закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство, формирование подотчетного государства.
Из перечисленного именно второй блок касается судебной системы, а конкретно в нем определены 11 шагов, направленных на ее модернизацию.
Первое – это оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. То есть, это переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).
Второе – это ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма – 5 лет стажа участия в судебных процессах.
Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений кандидатов в судей также является одним из необходимых новшеств в этом направлении. Уровень качественного правосудия напрямую зависит от того, какими кадрами укомплектованы суды первой инстанции.
В соответствии со статьей 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» одним из требований к кандидатам в судьи является успешное прохождение стажировки в суде в порядке и условиях, определенных Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденным Указом Президента РК от 26 июня 2001 года № 643. В настоящее время срок прохождения стажировки установлен в пределах от трех до шести месяцев. При этом прохождение стажировки в суде не является основанием для освобождения кандидата в судьи от выполнения своих трудовых обязанностей по месту работы.
Однако существующий порядок прохождения стажировки является формальным и не дает должного эффекта.
И предложенная реформа, по введению для кандидатов в судьи годичной стажировки в судах с выплатой стипендии, является очень актуальной и необходимой.
После завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный период (с учетом зарубежного опыта Германии, России и других). Данная норма позволит судейскому сообществу вовремя избавиться от профессионально неподготовленных сотрудников и окажет благотворное воздействие на пополнение судейских рядов подготовленными молодыми кадрами. Это будет способствовать повышению профессионализма служителей Фемиды.
Третье – это выделение института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном суде и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе. Мировая практика показывает, что специализированные учреждения по подготовке будущих судей имеют обособленный статус. Например, согласно французской системе правосудия кандидаты в судьи подбираются только из числа выпускников судебной магистратуры.
Четвертое – это усиление подотчетности судей, разработка нового этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном судебном жюри при Верховном суде страны. В данном вопросе предполагается реформирование института дисциплинарной ответственности судей, при котором будут разграничены полномочия дисциплинарного органа и органа определяющего профессиональную квалификацию судей.
Пятое – это внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации.
Шестое – это расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.
Седьмое – это обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
Восьмое – это создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.
Девятое – это создание в г. Астане международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае.
Десятое – это создание Международного совета при Верховном суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.
И одиннадцатое – это сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Присутствие прокурора на гражданском процессе, где участвуют правоспособные стороны и их адвокаты, ставит под угрозу принцип независимости и исключительности судебной компетенции.
Участие прокурора в суде по гражданско-правовым спорам должно быть ограничено лишь тремя основаниями:
- когда граждане в силу своих особенностей не имеют возможности самостоятельно защищать в процессе свои права и законные интересы (это касается недееспособных, ограниченно дееспособных лиц, несовершеннолетних, оставшихся без опеки и попечительства, инвалидов, нуждающихся в соответствующей помощи и т.п.);
- когда это необходимо для защиты общественных интересов, в целях поддержания стабильности и правопорядка (например, в случаях массового нарушения прав неопределенного круга лиц путем невыплаты заработной платы, издания незаконного правового акта или совершения иных незаконных действий (бездействия);
- когда необходимость участия прокурора признана судом.
М.К. Калиева,
судья суда № 2 города Актау