Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н. А. Назарбаев в своих программных выступлениях неизменно подчеркивает потребность страны в высококвалифицированном судейском корпусе, представители которого должны обладать глубокими профессиональными знаниями, высокими нравственными качествами, способностью противостоять коррупционным рискам, умением работать в соответствии с требованиями и вызовами времени.
Необходимость создания эффективной системы профессионального образования судейских кадров, продиктовала необходимость преобразования Судебной академии в 2005 году в Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, который ныне осуществляет подготовку магистрантов, повышение квалификации судей.
В соответствии со статьей 29 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей» и статьей 12 Закона РК «О высшем судебном совете» лица, окончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки в течение 5 лет.
Таким образом, национальное законодательство дает определенный приоритет выпускникам специализированной магистратуры Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, а это возлагает на академию ответственность за качество подготовки выпускников магистратуры, формирование новой генерации судей – высокопрофессиональных специалистов, нацеленных работать в унисон требованиям времени.
Показательно, что у истоков создания специализированной магистратуры, которая функционирует с 2004 года, стоял Председатель Верховного Суда Республики Казахстан Кайрат Абдразакович Мами.
Усилиями академии были предприняты значительные меры по повышению эффективности обучения в магистратуре и увеличению востребованности ее выпускников. В результате академия заявила о себе как о серьезном образовательном учреждении, ориентированном на подготовку специалистов – юристов новой формации.
С 2012 года академия активно поддерживает курс на усиление практикоориентированной составляющей учебного процесса. Были полностью пересмотрены рабочие учебные программы и планы с учетом потребностей судебной деятельности. Ежегодно рабочие учебные планы магистратуры разрабатываются и согласовываются с Верховным Судом. В настоящее время 70 процентов учебного времени занимают практикоориентированные дисциплины. В учебный план специализированной магистратуры внесены такие дисциплины, как «Судебная деонтология», «Особенности рассмотрения отдельных категорий дел по вопросам интеллектуальной собственности», «Практика применения гражданского законодательства», «Практика применения гражданского процессуального законодательства», «Практика применения уголовного законодательства», «Практика применения уголовно-процессуального законодательства», «Правовая конфликтология и медиация». Отмечу, что эти дисциплины не преподаются в магистратурах других национальных образовательных учреждений.
Активно внедряются инновационные методики преподавания, в том числе кейс-стади, когда магистранты обсуждают реальные ситуации, возникающие в судебной практике. Кроме специальных дисциплин, в институте большое внимание уделяется этическому воспитанию магистрантов, повышению уровня их культурного образования, умению профессионально разрешать конфликтные ситуации, многие из которых могут быть улажены в досудебном порядке
Глава Верховного Суда также считает необходимым обсудить новую модель подготовки и отбора судей. Кандидаты в судьи, по его мнению, должны проходить подготовку по двум направлениям: первое и основное – через специализированную магистратуру. В перспективе отбор кандидатов на должность судьи предлагается проводить преимущественно из числа лиц, завершивших обучение в Специализированной магистратуре, для чего предлагается углубить специализацию магистратуры Института правосудия.
«Программа обучения магистрантов должна включать годичную практику в судах, что позволит тщательно изучить деловые и морально-нравственные качества будущего кандидата в судьи. Не лишним было бы уже на стадии обучения проводить психологический контроль кандидатов, в том числе и с использованием полиграфа», – сказал Кайрат Мами.
В этой части он отметил также целесообразность введения квотирования по региональному признаку при поступлении в магистратуру Института правосудия с использованием системы рекомендации для наиболее достойных специалистов судов.
Еще одно предложение судьи – закрепить магистрантов за конкретным судьей, что позволит использовать их потенциал в качестве помощника судьи.
«Институт помощника судьи обсуждается на протяжении длительного периода и положительно воспринят судейским сообществом. Однако до настоящего времени не нашел законодательного закрепления. Вместе с тем законодательное введение института позволит магистранту-выпускнику продолжить работу в качестве помощника и целенаправленно готовиться к судейской деятельности на более высоком уровне. С другой стороны, введение данного института существенно снизило бы нагрузку действующих судей и способствовало бы повышению качества их работы», – считает она.
В скором будущем Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК планируется передать в ведение Верховного суда. При этом оно будет преобразовано в Академию правосудия и создание при ней трех институтов – магистратуры, повышения квалификации для судей и научно-исследовательского.
При таком подходе академия сможет реально выявлять недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно их устранять. Кроме того, наличие такого сильного профильного учебного и научно-методического центра даст возможность вести на более высоком уровне системную работу по повышению квалификации судей, а также проводить собственные научные исследования, давать экспертизу постановлениям Верховного суда и рекомендации пленарным заседаниям по ним.
Аксая Инсебаева,
судья суда №2 г.Актау