Сегодня, накануне очередного празднования Дня Конституции Республики Казахстан хотелось бы осветить место и роль прокуратуры в соответствии с Основным законом нашей страны.
Согласно Конституции государственная власть в Республике едина, осуществляется на основании Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Вместе с тем, не следует полагать, что смысл «разделения властей» состоит в полном и окончательном «дележе» всего мыслимого объема государственной междутриадой власти. Смысл в самом их наличии как объективно обусловленных видов деятельности государства, осуществляемой системно-целостными структурами. Наряду с этим могут действовать неинтегрированные ни в одну из ветвей власти государственные органы, выполняющие межвидовые подфункции современного государства, например, контрольные (надзорные).
Именно к таким органам следует отнести прокуратуру республики, осуществляющую от имени государства высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и подзаконных актов.
По Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (ст. 2). Это отражается как на взаимоотношениях прокуратуры с Главой государства, так и на отношениях с Парламентом, Правительством и судами. Президент является Главой государства, его высшим должностным лицом, символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Возвышаясь над тремя ветвями власти, он как бы исполняет роль арбитра, что позволяет ему обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом (ст.40 Конституции). Все государственные органы, так или иначе, замыкаются на Президенте.
В этих условиях, не умаляя и не принижая роль иных органов, в том числе и судебных, нужно признать, что именно прокуратура является тем органом, который дает возможность Главе государства опосредованно поддерживать должный уровень состояния законности в стране, в том числе обеспечить законный характер деятельности самих органов власти.
Институт прокуратуры необходим всенародно избираемому Президенту Республики, как гаранту Конституции, в качестве функционального инструмента для защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, надзора за законностью.
Это доказывает нецелесообразность суждений последних лет об отнесении прокуратуры в нашей стране либо к исполнительной, либо судебной ветви власти. Только самостоятельный институт прокуратуры в казахстанских реалиях многонациональности, поликонфессиональности и обширности территории страны может выполнять унитаристскую роль.
Представим себе, что в Казахстане прокуратура входит в систему исполнительной власти. Тогда вряд ли были бы выявлены неконституционные правовые акты, издаваемые исполнительными органами.
Неподчиненность института прокуратуры ни одной ветви власти, какому-либо органу государства обуславливает качество прокурорского надзора, осуществляемого исключительно централизованной системой органов в отношении всех субъектов правоотношений, постоянно и от имени государства.
Место и назначение прокуратуры в системе государственно-правовых институтов заключается в следующем:
Во-первых, прокуратура – самостоятельный государственный орган, обладающий рядом конституционно закрепленных признаков. Прокуратура – единая система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Во-вторых, прокуратура является необходимым элементом разделения и взаимодействия властей, становления и развития демократического правового государства.
В-третьих, прокуратура – один из эффективных институтов, цементирующих государственность. Органы прокуратуры действуют на всех уровнях государства независимо от других государственных органов, которые функционируют на соответствующих уровнях. Прокуратура не только обеспечивает надзор за единообразным исполнением законодательства на территории всего государства, но и в силу своей универсальности максимально приспособлена к выполнению этой задачи как единая централизованная система.
В-четвертых, главной целью деятельности прокуратуры является правозащитная деятельность. Однако органы прокуратуры не только осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, но и защиту общества и государства, т. е. защиту публичного интереса.
В-пятых, прокуратура – важный субъект формирования и координации государственной правовой и криминологической политики. Координация имеет цель наиболее эффективного решения задач по борьбе с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению. В отличие от других правоохранительных органов, рассматривающих преступление как единство факта и его уголовно-правовой оценки, прокуратура распространяет свой интерес не только на преступление и преступника как элементы явления преступности, но и выявляет тенденции и закономерности процесса нарушения закона. Это позволяет прокуратуре обосновывать социальную обусловленность закона и предвидеть его эффективность.
Таким образом, в настоящее время органам прокуратуры ставится комплекс задач, без решения которых невозможно совершенствование правовой государственности.
Наука о прокурорском надзоре не имеет целостной концепции, характеризующей прокурорскую власть, а сам термин "прокурорская власть" почти не встречается в специальной и учебной литературе и редко используется на практике. В теории государства и права прокурорская власть определяется как контрольно-надзорная власть.
По своей структуре она состоит из трех взаимосвязанных элементов. Первый из них – императивность прокурорской власти. Прокурор всегда выступает от имени государства, поэтому его требования – это требования представителя государственной власти. Без права повелевать прокурорского надзора не существует. Защищая интересы государства и граждан, проводя единую государственную политику в сфере укрепления законности, прокурор не может допустить, чтобы нарушенное право осталось невосстановленным. В соответствии с законом и от имени государства он обязывает должностное лицо или гражданина принять необходимые меры к соблюдению законности, изыскать средства и способы для восстановления нарушенной законности и устранения причин, порождающих такие нарушения. Административно не подчиненный прокурору субъект обязан выполнить требования в связи с нарушением закона. Другой альтернативы у него нет. Это прямо вытекает из Закона "О Прокуратуре". Невмешательство прокурора в административную деятельность поднадзорного органа придает его требованиям еще большую юридическую силу.
Второй элемент – диспозитивность прокурорской власти. Она проявляется в том, что, не имея исполнительно-распорядительных, административных полномочий, прокурор не может указывать поднадзорным ему органам, каким образом устранить нарушения закона, а также причины, их порождающие. Здесь право выбора путей и средств устранения нарушений закона принадлежит поднадзорным органам, хотя прокурор не лишен права вносить свои предложения. Окончательное решение могут принимать, соответствующие поднадзорные органы.
Третий элемент – интегративность прокурорской власти, которая заключается в том, что прокуратура, в отличие от других государственных органов, действует, опираясь на весь механизм обеспечения законности, и лишь посредством его укрепляет правопорядок. Прокуратура не только следит за точным и единообразным применением законов, но всей своей деятельностью способствует тому, чтобы правообеспечивающий механизм работал четко, слаженно и эффективно. Иначе говоря, субъекты, к которым обращены требования прокурора об устранении нарушений закона, обязаны осуществить весь комплекс необходимых мер во исполнение этих требований.
Таким образом, прокурорский надзор – это прочная и надежная гарантия не только против всякого произвола и беззакония, но и против разобщенности действий правообеспечивающего механизма. Надзорная деятельность прокуратуры имеет решающее значение для ее взаимодействия с другими властными органами.
Эрлан АЛИБЕКОВ,
заместитель начальника управления Комитета по правовой
статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан по Мангистауской области