«Национальная безопасность призвана обеспечить гарантии неуязвимости основных,
жизненно важных интересов страны – национального суверенитета, территориальной целостности, защиты населения.
В этом смысле национальная безопасность выступает как система жизнеобеспечения государства:
нет национальной безопасности – нет государства.
Н. А. Назарбаев
С момента обретения Казахстаном независимости и дальнейшего развития его как суверенного государства решение проблемы национальной безопасности было признано главным стратегическим приоритетом государства и общества.
В реализации этой главной задачи важная и ответственная роль отводилась Комитету национальной безопасности.
История органов безопасности неразрывно связана с образованием и становлением независимого государства Республики Казахстан. В то время геополитическое положение страны настойчиво диктовало поиск оптимальных путей решения стратегических задач в сфере обеспечения безопасности, сохранения государственности и территориальной целостности молодого суверенного государства.
В череде событий важное значение имело рождение 20 июня 1992 года Закона РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», закрепившего правовую основу деятельности самостоятельной спецслужбы суверенного государства и способствовавшего становлению институтов общей системы безопасности страны.
Закон стал первым открытым правовым актом о системе органов национальной безопасности, их компетенции и принципах деятельности. И уже 13 июля КГБ РК Указом Президента страны был преобразован в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.
В декабре 1995 года в соответствии с положениями новой Конституции Президентом страны был издан указ, имеющий силу закона, «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан».
Этот документ четко определил роль и место органов национальной безопасности в сформировавшейся уже общей системе обеспечения безопасности страны, их назначение, задачи и компетенцию. В последующем принятые законы РК «О национальной безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом», «О государственных секретах» и другие расширили правовую базу деятельности Комитета национальной безопасности.
Внесены и учтены законодателем соответствующие изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан и ряд других законодательных актов.
В соответствии с Конституцией РК и действующими нормативно-правовыми актами в самой системе органов национальной безопасности страны реализуются Концепции разведывательной и контрразведывательной деятельности, информационной безопасности, кадровой политики и аналитической работы. Выработаны стратегия и тактика по многим важным вопросам оперативно-розыскной деятельности, приняты меры к совершенствованию ведомственной нормативной базы.
В процессе развития за эти годы органы национальной безопасности в соответствии со стратегическими установками Президента страны и происходящими в республике политическими и экономическими преобразованиями неоднократно претерпевали структурные и функциональные изменения.
В контексте истории важно также отметить, что в сентябре 1998 года Указом Президента страны служба внешней разведки «Барлау» (ныне самостоятельный орган внешней разведки Казахстана служба «Сырбар») была введена в состав Комитета национальной безопасности с сохранением статуса ведомства.
Это решение было направлено на повышение качественной отдачи от принимаемых совместных мер разведки и контрразведки в получении значимой для страны информации, позволило своевременно вносить коррективы в разрабатываемые законодательные акты, политические и экономические шаги молодой республики на международной арене.
Контрразведывательная работа с первого дня существования органов национальной безопасности была направлена на противодействие активности иностранных разведок по сбору информации практически во всех важнейших сферах жизни нашего государства. В сжатые сроки был разработан и принят Закон РК «О государственных секретах».
В результате контрразведывательных операций за прошедшие годы разоблачены ряд агентов иностранных спецслужб. Расследованы многоэпизодные уголовные дела о шпионаже и государственной измене.
Важным этапом в совершенствовании оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности органов национальной безопасности явилось создание в соответствии с Указом Президента страны специальной информационной службы, что позволило качественно повысить уровень обеспечения руководства страны и органов КНБ оперативно-значимой информацией.
Одним из значимых событий стало также создание системы охраны рубежей молодого независимого государства. 18 августа 1992 года Указом Президента РК были образованы пограничные войска в составе Комитета национальной безопасности, охраняющих государственную границу, являющуюся самой протяженной сухопутной границей в мире.
Сегодня граница технически оборудована, «зеленые фуражки» принимают самое активное участие в совместных международных оперативно-профилактических операциях по обеспечению пограничной безопасности, в том числе в акватории Каспийского моря.
В условиях обострения ситуации в мире, связанной с активизацией деятельности международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, появилась настоятельная необходимость принятия мер по предупреждению терроризма.
Принятое в 2003 году решение Главы государства об образовании в структуре Комитета национальной безопасности межведомственного Антитеррористического центра (АТЦ), позволило обеспечить четкую координацию работы государственных органов в сфере выявления, предупреждения и пресечения террористических угроз.
На территории страны судом запрещена деятельность 14 зарубежных террористических и экстремистских организаций. Реализованы внутригосударственные процедуры ратификации и имплементации в национальное законодательство целого ряда международных нормативных правовых актов ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, а также двусторонних соглашений и договоров.
Немаловажно отметить, что в этот период была проведена плодотворная работа по формированию договорной базы взаимодействия с органами безопасности Содружества Независимых Государств. Деятельность совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (СОРБ) стала в этой системе мер эффективным инструментом координации деятельности органов безопасности и спецслужб государств Содружества.
В начальном периоде становления государственности, развития экономики, формирования национальной финансовой системы, отечественных банковских структур перед органами национальной безопасности стоял ряд приоритетных задач по обеспечению экономической безопасности страны. Можно привести немало примеров по предотвращению нанесения экономического, а в отдельных случаях и политического ущерба стране.
Так в середине 90-годов в результате реализации комплекса оперативно-розыскных и следственных мероприятий была выявлена и арестована организованная преступная группа, пытавшаяся распространить на мировом рынке ценных бумаг фальшивые гарантии Национального банка Республики Казахстан на общую сумму 6,5 млрд. долларов США. Своевременно были выявлены и пресечены международные аферы мошенников из числа иностранных граждан, стремившихся заполучить из Казахстана под предлогом совместных финансовых сделок до 50 млн. долларов США. Во взаимодействии с российскими коллегами была обезврежена крупная межрегиональная преступная группа, занимавшаяся хищением в Восточно-Казахстанской области радиоактивных материалов, редких и редкоземельных материалов и их вывозом за рубеж.
КНБ обеспечен достаточно высокий уровень совместной работы со спецслужбами СНГ и зарубежных стран по противодействию международному наркобизнесу. В активе органов национальной безопасности десятки многоходовых спецопераций, таких как «Тайфун», «Восточное сафари», «Караван», «Сафари транзит», «Темир тор», «Транзит», «Торнадо», «Атлантика», «Каратал», в ходе которых изъято значительное количество героина, опия, кокаина и других наркотических средств.
Как известно, кадры решают многое, а потому важным условием успешного решения стоящих перед органами национальной безопасности задач явилось создание и развитие собственной системы высших учебных заведений для подготовки профессионалов. Основные приоритеты и организационно-управленческие меры по дальнейшему преобразованию и улучшению системы кадрового обеспечения подразделений и органов КНБ были заложены в концепции кадровой политики органов национальной безопасности.
В мае 1999 года в соответствии с Указом Президента страны Институт КНБ был преобразован в академию. Сегодня Академия КНБ является специальным, многопрофильным ведущим учебным заведением, научным и методическим центром в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и оперативных работников органов национальной безопасности. Не менее значимой «кузницей кадров» является Пограничная академия (ранее Военный институт). Это старейшее военно-учебное заведение на базе Высшего командного пограничного училища со славными боевыми традициями располагает значительной учебно-материальной базой по подготовке, переподготовке и повышению квалификации офицеров-пограничников, в том числе для стран СНГ. На всех этапах развития органов национальной безопасности сохранены лучшие традиции прежних поколений, на примере профессионального и жизненного опыта ветеранов органов безопасности воспитывается молодое поколение казахстанских контрразведчиков.
Сегодня КНБ Казахстана в области национальной и международной безопасности выступает как равноправный партнер, осуществляет конструктивное сотрудничество в двустороннем и многостороннем формате со спецслужбами иностранных государств, основанных на принципах взаимного доверия в интересах защиты национальных интересов и безопасности Республики Казахстан.
В любом государстве национальная безопасность является задачей № 1, реализация которой постоянно находится в центре внимания политического руководства страны, ее граждан и общества. Не случайно приоритетной она обозначена и в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Становление отечественной спецслужбы – органов национальной безопасности проходило в условиях постоянной поддержки и внимания Президента.
На всех этапах политического, экономического и социального развития страны КНБ принадлежала важнейшая роль. Выверенная информация Комитета по ключевым направлениям национальной безопасности, рассматривается на высшем государственном уровне, и на ее основе принимаются управленческие решения стратегического значения. По инициативе КНБ приняты десятки указов Главы государства и законов, направленных на укрепление безопасности страны и совершенствование оперативно-служебной деятельности спецслужбы.
В современной истории развития органов национальной безопасности страны важным шагом стало принятие Законов РК «О специальных государственных органах Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных государственных органов Республики Казахстан» от 13 февраля 2012 года. Все эти меры были направлены, прежде всего, на эффективное решение возложенных на органы КНБ задач и исходили из интересов и потребностей динамично развивающегося Казахстана.
За прошедшие годы, благодаря общим усилиям, Комитет национальной безопасности вырос до уровня современной и профессиональной спецслужбы, равноправного партнера в содружестве мировых и региональных спецслужб. Таким образом, за прошедший период становления и развития органов КНБ, благодаря усилиям коллективов всех территориальных органов, структурных подразделений, ведомств и учебных заведений КНБ, создан эффективный интеллектуальный и технический потенциал, наработан богатый опыт для решения в современных условиях самых сложных и приоритетных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Безусловно, сотрудникам КНБ есть, чем гордиться. Также очевидно, что содержательная часть этой гордости, как правило, у спецслужб не выходит на страницы печати. Со дня образования органов национальной безопасности десятки сотрудников ежегодно удостаиваются высоких государственных наград – орденов и медалей Республики Казахстан. За этим стоит коллективный труд.
Сегодня КНБ работает также в непростых условиях. Угрозы и вызовы национальной безопасности не снижаются. И нет сомнения, что сотрудники КНБ будут действовать, строго соблюдая Конституцию и законы страны, во благо граждан, как настоящие профессионалы спецслужбы и патриоты своей Отчизны защищать безопасность, мир и покой нашей страны.