«27 шаг. Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей.
Поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей».
(План нации «100 конкретных шагов»)
Глава государства на расширенном заседании Правительства 5 мая 2015 года поручил поэтапно сократить государственную службу судебных исполнителей и продолжить дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей.
Развитие института частных судебных исполнителей как альтернатива государственным судебным исполнителям начала действовать в стране с 2011 года. Данная реформа была нацелена на оптимизацию работы государственных судебных исполнителей и гармонично вписывалась в тенденцию внедрения рыночных принципов в государственном управлении. По прогнозам экспертов, в среднесрочной перспективе частное исполнение позволит повысить качество исполнительного производства по ряду причин, основной из которых является материальное стимулирование деятельности. В бизнесе этот принцип действует давно и доказал свою эффективность. Перед тем как принять решение о передаче функций государственных судебных исполнителей в частное исполнение Министерством юстиции РК была проведена серьезная аналитическая работа по изучению соответствующего опыта зарубежных стран (Франции, Нидерландов, Грузии), где реализация данной модели судебного исполнения показала свою эффективность. В связи с чем, в проекте нового закона об исполнительном производстве отражены нормы, соответствующие передовой международной практике, а также учтены недостатки действующего законодательства.
В настоящее время министерство юстиции готовит предложения в Правительство по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам исполнительного производства». На местах созданы рабочие группы из числа частных судебных исполнителей, судей, сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, департамента юстиции и банковских организаций, проведена работа по подготовке предложений по данному проекту закона, которые направлены в министерство юстиции.
Планомерная передача исключительной компетенции исполнения решений по гражданско-правовым спорам частным судебным исполнителям позволит сократить нагрузку на государственных судебных исполнителей в несколько раз. После завершения переходного периода в компетенции государственных судебных исполнителей на исполнении останутся судебные акты, где должником является государство, а также ряд категорий исполнения, связанных с реализацией функций государства по защите безопасности населения и надлежащего функционирования государственных органов.
С начала этого года частным судебным исполнителям по заявлениям взыскателей государственными судебными исполнителями передано порядка 2000 документов на сумму более 1 миллиарда тенге, из них в пользу банков второго уровня 240 документов на сумму 845 млн. тенге, в пользу коммунальных служб более 1000 документов на сумму порядка 100 млн. тенге и в пользу физических лиц более 600 на сумму свыше 90 млн. тенге. Эта работа будет продолжена, поскольку в связи с оттоком квалифицированных сотрудников – государственных судебных исполнителей в сферу частного исполнения, их число уменьшается с каждым днем, и соответственно возрастает нагрузка на молодых неопытных специалистов, пришедших в эту сферу недавно. До конца 2015 года планируется передать еще порядка 10 тыс. исполнительных документов.
Республиканская палата частных судебных исполнителей на местах представлена региональными палатами. Все частные судебные исполнители имеют немалый опыт в сфере исполнения и являются квалифицированными специалистами своего дела.
В связи с расширением полномочий число частных судебных исполнителей будет расти из года в год, чтобы обеспечить полный охват населения области их услугами.
Действующим законодательством установлены требования для занятия деятельностью частного судебного исполнителя.Частным судебным исполнителем может быть гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у частного судебного исполнителя, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию частного судебного исполнителя, прошедший конкурс по наделению полномочиями частного судебного исполнителя в порядке, установленном законом, и являющийся членом республиканской палаты.
В этой связи, учитывая перспективы развития сферы частного исполнения, приглашаем молодых людей с высшим юридическим образованием, желающих пройти стажировку для занятия данной деятельностью обратиться в отдел организации работы частных судебных исполнителей департамента юстиции Мангистауской области по адресу: г.Актау, 3б мкр., здание 16, кааб. 304 или по телефону: 60 99 46.
Предполагается, что на любом этапе становления возникают трудности. В ежедневной практике как частные, так и государственные судебные исполнители сталкиваются с рядом проблем. Безусловно, к ним можно отнести санкционирование судами некоторых постановлений частных судебных исполнителей, которое в большинстве случаев сводит на нет исполнение судебных актов. После возбуждения исполнительного производства частный судебный исполнитель направляет постановление в суд для санкционирования предоставления информации о номерах расчетных счетов. Получив санкцию, частный судебный исполнитель получает право запросить указанные сведения и направить постановление о наложении ареста на расчетные счета. Но такая процедура занимает немало времени, которое должник использует для свободного распоряжения своими денежными средствами. В результате, исполнение судебного акта затягивается, а порой становится практически невозможным.
В этой связи, в целях повышения эффективности исполнения судебных актов предложено уменьшить количество действий частных судебных исполнителей, санкционируемых судом.
Необходимо также усиление ответственности сторон исполнительного производства: должника и взыскателя в части реализации ими как своих прав, так и исполнения обязанностей. К примеру, зачастую должники уклоняются от получения извещений и других процессуальных документов, тем самым создавая волокиту, что влечет нарушение сроков исполнения, при этом действующим законодательством за нарушение сроков исполнительного производства предусмотрена ответственность лишь судебного исполнителя.
В целом новшества, направленные на совершенствование и оптимизацию исполнительного производства позволят значительно снизить нагрузку на государственный аппарат и будут способствовать дальнейшему развитию саморегулирования института частного исполнения.
Б. Атагазиева,
руководитель департамента юстиции
Мангистауской области