Президентом страны 24 декабря 2014 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», который с 1 января текущего года вступил в законную силу.
Данный закон является одним из последовательных этапов осуществления политики Главы государства по всесторонней поддержке казахстанского бизнеса и реализации концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, утвержденных постановлением Правительства РК № 380от 18 апреля 2014 года.
Основная цель закона – это создание благоприятных условий для развития предпринимательства, выстраивание партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом, переход от политики «выявления нарушения и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства» и, в целом – совершенствование законодательства в сфере предпринимательства.
Количество нормативных правовых актов, в которые внесены изменения и дополнения, внушительно – это11 кодексов и 94 закона.
Все изменения и дополнения направлены на повышение эффективности государственного регулирования частного предпринимательства, в том числе: переход от плановых проверок на организацию проверок по системе оценки рисков; введение возможности страхования субъектов предпринимательства, а также аудита деятельности, как альтернативы проверкам; введение упрощенного порядка ликвидации субъектов бизнеса; сокращение сроков и количества процедур при получении разрешений; отмена нотариального заверения отдельных видов документов; усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в т.ч. внедрение института уполномоченного по защите прав предпринимателей; сокращение требований, подлежащих проверке, при осуществлении государственного контроля и надзора.
Сейчас невозможно перечислить все новеллы данного закона, но, безусловно, что каждое изменение и дополнение, внесенное обсуждаемым законом, требует детального изучения и правильного применения.
К примеру, Закон РК «О нормативных правовых актах» дополнен пунктом, запрещающим государственным органам принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства, за исключением ведомственной отчетности, проверочных листов и системы оценки рисков.
И это особенно важно иметь в виду при изучении оснований для назначения выборочных и внеплановых проверок государственных органов.
В бизнес-сообществах постоянно обсуждался вопрос об исключении из отраслевых законов полномочий по утверждению проверочных листов, системы управления рисками и ведомственной отчетности.
В соответствии с этим, законодатель, в целях упорядочения полномочий в сфере государственного контроля и надзора, все дублирующие нормы исключил из отраслевых законов и перенес их в один Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
В настоящее время полномочия органов контроля и надзора по разработке ведомственной статистической отчетности, проверочных листов и системы оценки рисков регламентируются только этим законом.
Существенные изменения внесены в Закон РК «О борьбе с коррупцией», который дополнен новой нормой, ужесточающей ответственность проверяющих должностных лиц.
Впредь грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов частного предпринимательства будут приравниваться к правонарушениям, создающим условия для коррупции.
Более того, эти нарушения, совершенные лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним, повлекут понижение в должности либо, в случае отсутствия вакантной нижестоящей должности, предупреждение о неполном служебном соответствии.
Важной гарантией соблюдения прав предпринимателей явилось изменение, внесенное данным законом в действующее законодательство. Это наделение органов прокуратуры функцией по координации проверок всех государственных органов.
В соответствии с этим, распоряжением Мангистауского транспортного прокурора из числа наиболее опытных сотрудников прокуратуры создана мобильная группа, первоочередной задачей которой является предотвращение и пресечение фактов незаконного вмешательства со стороны должностных лиц государственных органов в деятельность субъектов частного предпринимательства поднадзорного региона.
В этой связи, Мангистауская транспортная прокуратура просит незамедлительно сообщать обо всех фактах незаконного посягательства на предпринимательскую деятельность на телефоны доверия 605895, 605382, 87775555089, 87017808002, 87751877298.
Ахат Кыдырхан,
старший помощник Мангистауского транспортного прокурора